Борьба за чистый рынок Назрела необходимость ужесточения законодательных норм на фондовом рынке

Вопрос борьбы с правонарушениями на фондовом рынке: инсайдом, манипулированием ценами и конфликтом интересов становится все более актуальным, особенно в рамках проведения пенсионной реформы. Председатель ФКЦБ России Игорь Костиков недавно заявил, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг намерена продолжать политику установления жестких и четких принципов работы профессиональных участников на фондовом рынке. Как отметил И.Костиков, основная роль ФКЦБ, как регулятора рынка ценных бумаг, в вопросе инвестирования пенсионных резервов на рынке ценных бумаг должна состоять в обеспечении надежного надзора за работой управляющих компаний и спецдепозитариев. Комиссия будет продолжать непрерывный мониторинг их деятельности, соответствия требованиям законодательства, в том числе в части управления средствами пенсионных накоплений.

По словам главы ФКЦБ, ужесточение рыночной дисциплины значительно повышает прозрачность рынка для инвесторов и ведет к полному восстановлению доверия инвесторов к России, что является гарантией притока новых инвестиций в национальную экономику. И именно сейчас особенно важно заложить фундамент цивилизованного рынка, ведущая роль на котором должна принадлежать инвесторам. С развитием рынка увеличиваются возможности для недобросовестных профучастников, использующих фондовый рынок в своих собственных интересах. В связи с этим необходимо установить жесткие правила работы на рынке, направленные на предотвращение таких правонарушений, как манипулирование ценами и использование инсайдерской информации.

Аналогичной точки зрения придерживается и замминистра финансов РФ Белла Златкис. По ее мнению, ужесточение регулирования рынка ценных бумаг - это необходимый шаг в преддверии выхода на рынок пенсионных накоплений населения. Нужно установить дополнительные, более жесткие требования к компаниям, которые будут участвовать в реализации пенсионной реформы, а также усилить контроль за их деятельностью.

ФКЦБ неоднократно отмечала, что намерена усилить контроль на рынке в связи с реализацией пенсионной реформы. Но необходимо также доработать законодательную базу, в частности принять закон "Об инсайдерской информации". Такое намерение приветствуют и многие профессиональные участники рынка. Как отметил представитель одной из управляющих компаний, расхожее мнение о том, что профучастники не поддерживают принятие этого закона, не соответствует действительности. Наоборот, чем четче прописаны правила игры на рынке, тем нам проще работать. Профучастники заинтересованы в принятии закона и потому, что в контексте пенсионной реформы управляющие компании могут сами стать жертвами незаконных действий третьих лиц. Например, должностные лица эмитентов, акции которых доверительные управляющие будут покупать, могут нанести вред застрахованным лицам и пайщикам компании. Поэтому закон "Об инсайдерской информации" не только предостерегает управляющие компании от правонарушений, но и защищает их от злоупотреблений других лиц.

Между тем законопроект, созданный еще несколько лет назад, пока дожидается правительственного отзыва (подробно о сути этого проекта закона "Об инсайдерской информации" "Российская бизнес-газета" писала в N 21 - 22 от 10 июня 2003 года). Как считают участники рабочего совещания "Элементы пенсионной реформы: предотвращение манипулирования ценами, использования инсайдерской информации и конфликта интересов на рынке ценных бумаг", прошедшего в конце весенней сессии в Госдуме, у нас в стране создался большой разрыв между сложившейся рыночной практикой и правовым регулированием в этой сфере. Поэтому необходимо как можно скорее принять закон, запрещающий инсайдерские сделки. Комментирует зампредседателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев:

- Зарубежный опыт учит нас, что такие виды незаконных рыночных практик, как манипулирование ценами, использование инсайдерской информации, возникновение конфликта интересов и использование его в личных корыстных целях, оказывают губительное влияние на отношение как российских, так и зарубежных инвесторов к нашему рынку ценных бумаг. Что, как следствие, снижает капитализацию отечественных предприятий.

С начала 2002 года запущена пенсионная реформа, и с этого момента средства будущих пенсионеров аккумулируются на их накопительных счетах и инвестируются исключительно в ценные бумаги. В течение первых лет реформы на российских фондовый рынок за счет пенсионных накоплений будет поступать 1,5 - 2 миллиарда долларов в год, затем ежегодные поступления вырастут до трех миллиардов долларов. По оценкам Пенсионного фонда, в течение ближайших десяти лет на рынок ценных бумаг попадет полтора триллиона рублей (50 миллиардов долларов). Это огромная сумма для сегодняшнего российского фондового рынка. Так, текущая капитализация нашего рынка составляет порядка 200 миллиардов долларов. И распоряжение пенсионными средствами в части противодействия злоупотреблениям на фондовом рынке пока законодательно никак не ограничено. Эта проблема еще больше обостриться, когда управляющие компании получат доступ к некоторой части пенсионных накоплений. А произойдет это, как известно, уже в самое ближайшее время. И сегодня перед государством стоит серьезная задача - создать эффективные механизмы по предотвращению правонарушений на фондовом рынке.

Новые поправки в Закон "О рынке ценных бумаг" подробно раскрывают понятие манипулирования ценами. В апреле появилось Положение ФКЦБ о порядке проверки действий лиц, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг. Также комиссия приняла постановление, в соответствии с которым каждый профучастник рынка обязан разработать меры по предупреждению конфликта интересов и представить их на согласование в ФКЦБ до 1 июля 2003 года. И следующим шагом в построении механизма борьбы с преступлениями на рынке должно стать принятие закона "Об инсайдерской информации". Этот законопроект заложит правовую базу для государственного мониторинга рынка, проведения проверок по подозрительным случаям, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности. В течение сентября-октября мы планируем рассмотреть законопроект на заседании комитета и вынести на обсуждение Думы. Хочется надеяться, что уже в этом году закон будет принят.

В разработке российского законопроекта "Об инсайдерской информации" принимали участие ведущие западные специалисты фондового рынка, в том числе госкомиссар Франкфуртской фондовой биржи Клаус-Дитер Беннер. Полагаясь на германский опыт, г-н Беннер оценил сегодняшнюю ситуацию на российском рынке следующим образом:

- С 1995 года в Германии начался процесс дерегулирования финансового рынка. Мы существенно сократили бюрократическую процедуру допуска ценных бумаг предприятий на фондовый рынок. А автоматизация биржевой торговли позволила нам создать в техническом смысле самую совершенную систему мониторинга биржевых операций. И сейчас биржевик в Германии может зарабатывать только чистые деньги, и никаких других. Однако пока в нашей стране не существовало законодательства, регулирующего борьбу с преступлениями на рынке, биржевой рынок в Германии практически исчез. Инвестиционный капитал попросту ушел из страны, так как инвесторы не были уверены в том, что их вложения будут защищены. Поэтому создание четкого правового регулирования этой сферы - очень важный элемент для нормального функционирования фондового рынка. Однако необходимо устанавливать и жесткие санкции для нарушителей. Чем жестче ответственность за правонарушения, тем меньше уровень криминальных операций на рынке, а готовность инвесторов вкладывать средства в рынок гораздо выше.

Елена Голякова

Между тем

При поддержке ММВБ ежегодно будет проводиться исследование информационной открытости (транспарентности) российских компаний, в том числе эмитентов, акции которых включены в котировальный лист "А" ММВБ первого и второго уровней. Как сообщил гендиректор ММВБ Александр Потемкин, цель проекта - дать профучастникам высокопрофессиональный аналитический инструмент для оценки одного из важнейших параметров качества корпоративного управления - информационной прозрачности, а также стимулировать отечественные компании более ответственно подходить к организации процесса раскрытия информации. Это должно позитивно сказаться на оценке привлекательности российских эмитентов инвесторами. В ходе исследования рассматривается 98 элементов, сгруппированных в следующие категории: структура собственности и отношения с инвесторами, финансовая и производственная информация, состав и процедуры работы совета директоров и менеджмента. Предполагается, что первые результаты исследования будут подготовлены уже в сентябре этого года.

ФКЦБ России подготовила проект правил инвестирования резервов негосударственных пенсионных фондов.  »
Юридические статьи »
Читайте также