"Программа 500" для инвесторов

Сегодня правительство РФ должно обсудить программу развития отечественного рынка ценных бумаг.

О программе, позволяющей увеличить емкость фондового рынка до 500 млрд долларов, чтобы сделать его эффективным, рассказывает генеральный директор ММВБ Александр Захаров.

— Сегодня нередко можно услышать упреки в адрес российского фондового рынка в том, что он не отвечает потребностям отечественной экономики. Вы с этим согласны?

— В целом да. Но я бы уточнил: фондовый рынок не в полной мере соответствует потребностям развития экономики России. Он недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию по аккумулированию сбережений и превращению их в инвестиции в реальное производство. Судите сами: весь внутренний российский рынок гособлигаций — это 17 млрд долл., из которых реально торгуется лишь около половины. Это примерно в три раза меньше, чем рынок аналогичных инструментов в Финляндии, или в 15 раз меньше, чем в Бельгии. На рынке акций 90% его ликвидности по-прежнему сосредоточено на десятке ценных бумаг. В России существует порядка полумиллиона акционерных обществ, а реально на рынке торгуются бумаги лишь нескольких сотен компаний.

Капитализация нашего рынка составляет около 110 млрд долл., что почти в 1,5 раза меньше уровня Швеции. Это связано с тем, что роль фондового рынка в последние годы недооценивалась. Анализ программных документов последних лет заставляет сделать вывод о том, что возможности рынка ценных бумаг (РЦБ) в финансировании реального сектора не использовались в полной мере. Не ставилась задача развития фондового рынка в регионах.

— Достаточно пессимистическая картина получается.

— И все же я считаю, что рынок ценных бумаг России имеет большой потенциал для развития. Возьмем хотя бы средства населения. Нашими гражданами потенциально может быть инвестировано до 30-40 млрд долл. из общего объема неучтенных сбережений, оцениваемых в 60-70 млрд долл. Объем средств, который может быть предложен российским эмитентам иностранными инвесторами, оценивается экспертами в объеме 10-15 млрд долл. прямых и до 20 млрд долл. портфельных инвестиций.

С другой стороны, в ближайшие десять лет на рынок ежегодно могут выходить десятки крупных эмитентов. В случае реализации мер по снижению риска и привлечению инвестиций на предприятия объем эмиссий их ценных бумаг за десять лет может составить до 200-250 млрд долл. Однако мировой опыт показывает, что в периоды кризисов, а также в условиях развивающихся и переходных экономик, государство должно играть конструктивную роль в развитии финансовых рынков, и в особенности рынка ценных бумаг. Активная роль государства, как мне представляется, должна состоять в содействии формированию благоприятного инвестиционного климата, совершенствовании законодательства и либерализации регулирования на РЦБ, развитии рынков государственных и муниципальных ценных бумаг, а также ценных бумаг предприятий, поддерживаемых государством. Через РЦБ государство может содействовать финансированию сфер высокой социальной значимости, таких, как жилищное строительство, образование, здравоохранение. Кроме этого, присутствие государства на рынке ценных бумаг будет содействовать финансированию тех отраслей промышленности, которые стали низкорентабельными и неинтересными для частного бизнеса, но остаются социально значимыми.

— Понятие "государственная поддержка фондового рынка" довольно абстрактное. Какой смысл вы вкладываете в это выражение?

— Мне кажется, что наиболее важными направлениями такой политики может стать налоговое стимулирование, финансовая поддержка выхода предприятий на рынок, информационно-технологическая поддержка развития инфраструктуры рынка. Для оптимизации налогообложения профессиональной и инвестиционной деятельности на РЦБ необходимо как минимум изменить систему налогообложения физических лиц с целью высвобождения средств населения для инвестиций. А для этого, в свою очередь, требуется законодательно определить статус специальных инвестиционных счетов, открываемых частными лицами у лицензированных брокеров и банков. Можно также предусмотреть отдельный налог на доходы, получаемые гражданами от операций с ценными бумагами, установив его на уровне не более 10%.

Для того чтобы стимулировать эмиссионную деятельность производственных предприятий, было бы разумно отменить налог на операции с ценными бумагами и законодательно запретить заменять этот налог регистрационным, гербовым или иным сбором. Необходимо устранить двойное даже тройное налогообложение доходов инвесторов, пользующихся услугами институциональных инвесторов. Ввести дополнительные налоговые льготы для институциональных инвесторов, осуществляющих вложения в ценные бумаги реального сектора.

Было бы неплохо ввести специальные льготы для всех классов инвесторов, прежде всего иностранных и розничных внутренних, за вложение в ценные бумаги на длительный срок либо в ценные бумаги отраслей, связанных с инновациями или имеющих приоритетное значение для общества.

— Вы полагаете, что только твердая рука администратора может вывести молодого эмитента на рынок?

— Конечно, по этому поводу можно иронизировать, но практика показывает, что административная поддержка со стороны органов власти очень важна при первом размещении ценных бумаг. Сами эмитенты говорят, что их издержки в этот момент нередко достигают 4-6% от объема выпуска, поэтому поддержка со стороны государства в виде субсидий и компенсаций зачастую оказывается крайне необходимой.

Я думаю, что будет нелишним предусмотреть прямую финансовую поддержку работы предприятий на фондовом рынке, включая субсидирование процентной разницы в налоге на эмиссию (0,8% от объема эмиссии) и компенсацию части купонных выплат на возмездной или безвозмездной основе. Кроме того, государство может предоставить молодым эмитентам различные льготы.

Ну а если говорить о технологической поддержке государством развития инфраструктуры фондового рынка, то здесь надо как можно шире использовать возможности Интернета.

— Сейчас все чаще говорят о том, что в России нет дефицита денег, но есть дефицит финансовых инструментов. Вы согласны с этим?

— В целом да. Сегодня на российском фондовом рынке реально ликвидными могут считаться не более 5-7 корпоративных ценных бумаг и менее десятка выпусков гособлигаций. На их долю приходится свыше 90% совокупного оборота рынка ценных бумаг. Вместе с тем проблема развития рынка и придания ему инвестиционной направленности требует радикального повышения уровня ликвидности и резкого снижения концентрации рыночного оборота.

По оценкам экспертов, только для выполнения рынком корпоративных облигаций индикативных функций на нем должно торговаться не менее 200-250 ликвидных облигационных выпусков. В свою очередь, для успешного развития такого инвестиционного рыночного механизма, как первичное размещение акций — IPO, — требуется наличие на рынке не менее 100-150 ликвидных долевых ценных бумаг. По этим же оценкам, минимальный приемлемый уровень ликвидности вторичного рынка корпоративных ценных бумаг должен составлять не менее 1-1,5 млрд долл. в день, то есть быть в 10-12 раз выше нынешнего уровня.

Одним из важнейших направлений работы я считаю создание внутреннего рынка российских еврооблигаций. Для корпоративных и частных инвесторов это означает появление новой сферы вложения временно свободных средств. Я уверен, что возникновение качественно нового сегмента рынка создаст благоприятные условия для сокращения утечки капиталов из России и даст принципиально новые возможности внутренним инвесторам по формированию своих инвестиционных портфелей ценными бумагами, номинированными в валюте. Для начала стоило бы разрешить частным инвесторам проводить операции с еврооблигациями РФ не только через банки, имеющие валютную лицензию Банка России, но и через инвестиционные компании, специализирующиеся на подобных услугах. На мой взгляд, обращение еврооблигаций внутри страны может стать первым шагом по созданию в России международного сектора рынка ценных бумаг. Следующим шагом может стать допуск на внутренний рынок еврооблигаций российских предприятий, а также иностранных ценных бумаг.

Для российских граждан еврооблигации не менее привлекательны, чем, например, банковские валютные депозиты. Этот рынок может быть также интересен и для большинства институциональных инвесторов — малых и средних российских банков, а в перспективе и для пенсионных фондов, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов.

— Что мешает реализовать эти проекты?

— Основными препятствиями для выпуска и обращения на российском рынке иностранных ценных бумаг являются ограничения, установленные в законодательстве о валютном регулировании и контроле, а также в законодательстве о рынке ценных бумаг. Покупка резидентами России иностранных ценных бумаг считается по нашему законодательству о валютном регулировании "операцией, связанной с движением капитала", и для ее проведения требуется предварительное разрешение Центробанка. Вместе с тем в соответствии с новой поправкой к статье 6 закона "О валютном регулировании и валютном контроле", "физическим лицам-резидентам РФ разрешается переводить из России суммы до 75 тысяч долл. в течение календарного года для приобретения резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте".

Еще одним существенным препятствием для листинга на российских биржах иностранных ценных бумаг являются ограничения, установленные действующим законодательством РФ о ценных бумагах. В соответствии с законом "О рынке ценных бумаг" иностранные эмитенты должны зарегистрировать проспекты эмиссии в ФКЦБ, прежде чем их ценные бумаги могут быть допущены к обращению в России. Но отсутствуют положения, устанавливающие требования к содержанию и регистрации проспектов эмиссии иностранных эмитентов.

Еще одним новым финансовым инструментом на нашем рынке может стать выпуск российских депозитарных расписок (РДР), которые являются отечественным аналогом американских депозитарных расписок (АДР). Успех АДР, выпущенных на акции российских эмитентов за рубежом, известен. Сейчас настал тот момент, когда проект организации выпуска РДР может быть быстро реализован.

— В этом ряду явно не хватает еще одного инструмента — ипотечных бумаг.

— Согласен. В мире обороты рынка ипотечных бумаг измеряются сотнями миллиардов долларов. Только эмиссия новых ипотечных облигаций в США составила в 2000 году свыше 480 млрд долл., а всего за прошедшее десятилетие их выпуск превысил 3,5 трлн долл. Обороты вторичного рынка ипотечных облигаций достигают 1 трлн долл. в год.

По оценкам специалистов, в настоящее время около 5% семей в России являются потенциальными ипотечными заемщиками, что означает спрос на новые бумаги на уровне 20-30 млрд долл. Таким, по предварительным оценкам, может быть и объем рынка.

— Мы говорим главным образом о решении проблем федерального масштаба, но ведь от недостатка средств задыхаются и регионы.

— Мне кажется, что трудности в стимулировании инвестиционной деятельности в регионах во многом связаны с высокой дифференциацией развития региональных финансовых рынков. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах сосредоточено 73% участников и около 40% эмитентов, подавляющая часть которых находится в Москве и Санкт-Петербурге. Аналогичная концентрация капитала характерна для банковского сектора, где на банки этих городов приходится 95% всех вложений кредитных организаций в ценные бумаги.

Единого рецепта для исправления ситуации нет. Мне кажется, что следует поставить задачу многократного увеличения количества фондовых центров, ориентированных на обслуживание населения, а также всячески стимулировать региональные предприятия к выходу на фондовый рынок.

— Большинство экспертов утверждают, что главным тормозом для развития фондового рынка является отсутствие длинных денег. Вы с этим согласны?

— Эта проблема действительно существует. Но не забывайте, что в ближайшие два года на отечественном рынке появится очень крупный капитал — средства пенсионной системы, страховых обществ и инвестиционных фондов. По оценкам тех же экспертов, к концу 2003 года инвестиции Пенсионного фонда России в ценные бумаги (нарастающим итогом с учетом вложенных средств в текущем году) могут составить порядка 150 млрд рублей. Значительным может быть вклад негосударственных пенсионных фондов. Страховые компании и банки в перспективе способны вкладывать в акции и доходные облигации не менее 100-150 млрд рублей ежегодно. Таким образом, совокупный спрос со стороны институциональных инвесторов в инструменты фондового рынка оценивается на уровне 300 млрд рублей в год.

Следует учитывать, что пенсионные фонды и страховые компании, как правило, проводят консервативную инвестиционную политику, изначально предусматривающую вложение средств в высоконадежные и ликвидные облигации со сроком обращения не менее 5-10 лет. В современных условиях именно эти средства могут рассматриваться как основной источник инвестиций в модернизацию производственной базы экономики и повышение ее конкурентоспособности.

Опять же не стоит забывать о таком важнейшем инвестиционном ресурсе, как деньги населения. Развитие паевых инвестиционных фондов способно реализовать значительную часть этого ресурса. По мнению некоторых экспертов, уже в ближайшие 2-3 года эта группа инвесторов может создать спрос на ценные бумаги на уровне 3-5 млрд долл. в год. Практика работы инвестиционных фондов показывает, что значительную часть ресурсов (от 40 до 70%) эти фонды вкладывают в долгосрочные высоколиквидные корпоративные инструменты — акции и облигации со сроком обращения не менее 5 лет. Таким образом, в среднесрочной перспективе со стороны населения, действующего через институты коллективного инвестирования, также возникнет значительный спрос на корпоративные ценные бумаги.

— Пока вы давали в основном качественные характеристики российского рынка. А какими должны быть его количественные параметры?

— В ближайшие годы, скажем, до 2005 года, необходимо существенно увеличить емкость российского рынка ценных бумаг, повысив его капитализацию в 5-7 раз. Мировая практика показывает, что капитализация фондового рынка развитых стран сравнима или превышает размер ВВП страны. С учетом этого капитализация фондового рынка России должна достигнуть 500 млрд долл. Объем торговли за этот период должен вырасти в 10-15 раз, объем привлечения инвестиций путем эмиссии ценных бумаг — в 20-30 раз.

Можно использовать китайский опыт по выведению ценных бумаг предприятий на фондовый рынок. В последнее время на РЦБ этой страны ежегодно появляются бумаги 100-150 компаний. В госпрограмме российского правительства можно определить эту планку, например, в 50 предприятий.

Я уверен, что рост количественных показателей рынка ценных бумаг приведет к повышению его устойчивости, он будет защищен от масштабных оттоков спекулятивного капитала, от других неблагоприятных последствий кризисных явлений на мировом финансовом рынке. Другими словами, увеличение емкости рынка означает также рост стабильности рынка, его защищенности от неблагоприятных внешних воздействий.

Беседовал Игорь Петров, обозреватель агентства "Интерфакс", — специально для "Времени МН"

Время лечит  »
Юридические статьи »
Читайте также