Рынок страхует сам себя

Только 10% компаний Петербурга страхуют свою ответственность за качество производимых товаров, работ и услуг.

Ситуация может измениться после замены обязательного лицензирования некоторых видов деятельности страхованием ответственности производителей. Это коснется турагентской деятельности, табачного производства, некоторых видов проектирования и строительства и других видов деятельности. Кроме того, страхование ответственности за качество продукции может стать обязательным. Соответствующий законопроект уже готовится.

Все сами

По мнению его сторонников, обязательное страхование ответственности производителей за качество товаров, работ и услуг позволит не только обеспечить качество продукции предприятий, повысить их конкурентоспособность и расширить экспортные возможности, но и приведет к саморегулированию рынка. По задумке, участники рынка сами должны не пропускать на рынок недобросовестных производителей, некачественную и поддельную продукцию и заниматься самоконтролем.

"Одним из сдерживающих факторов является необходимость осуществления компаниями всех страховых платежей исключительно из прибыли, -- считает Евгений Дьяков, вице-президент ОАО "Росгосстрах". -- Решить эту проблему и скорректировать схему страховых выплат позволит внесение изменений в Налоговый кодекс".

Фактически принудительно

В зарубежной практике некоторые виды страхования, в том числе и страхование ответственности за качество продукции, если даже и не носят обязательный характер, но фактически таковыми являются.

"Для потребителя тот факт, что товар застрахован, является дополнительной гарантией собственной защищенности, -- говорит Татьяна Елистратова, начальник отдела страхования технических рисков и ответственности ОАО "Страховая компания "Русский мир". -- Для производителя -- служит некой рекламой, а также защищает компанию от возможных судебных исков потребителей".

Страховые компании отмечают, что страхование ответственности за качество товаров, работ и услуг пока не очень востребовано, хотя за последние несколько лет наметилось его незначительное увеличение.

цифры

10% компаний Петербурга (максимум) страхуют свою ответственность за качество товаров, работ и услуг

Источник: "ДП" по данным компаний

Термины, употребляемые в вопросах страхования качества товаров, работ и услуг:

- Товар -- готовые изделия, которые реализуются физическими или юридическими лицами по договору купли-продажи для удовлетворения их потребностей. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты могут рассматриваться в качестве товара только в тех случаях, когда они реализуются изготовителем, продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

- Работа -- деятельность исполнителя по заданию заказчика, материальные результаты которой передаются для потребления (использования).

- Услуга -- деятельность исполнителя, не оставляющая материального результата (консультационные, медицинские, ветеринарные, санитарно-гигиенические услуги, услуги связи, риэлтеров, оценщиков, аудиторов и иные, кроме услуг, оказываемых по договорам подряда, страхования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчета, хранения, получения, комиссии и доверительного управления имуществом), результат которой используется потребителями.

- Качество продукции -- совокупность характеристик товара (работ, услуг), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, а также к требованиям безопасности (Международный стандарт ИСО 8402, 1994, разработанный технический комитетом ИСО-ТК 176).

- Недостаток товара(работы, услуги) -- несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

- Существенный недостаток товара (работы, услуги) -- неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

-Франшиза -- предусмотренное условиями договора страхования освобождение страховщика от возмещения имущественного ущерба, не превышающего определенный размер. При безусловной франшизе ущерб возмещается за вычетом установленной франшизы.

Источник: ОАО "Страховая компания "Русский мир"

Елена Китаева

От ворот поворот  »
Юридические статьи »
Читайте также