От ворот поворот

Большинство автовладельцев еще больше года назад понимали, что закон об обязательном страховании автогражданской ответственности — пресловутое ОСАГО — придуман отнюдь не для их блага. Страховые компании, гарантированно получая громадные деньги, не станут особо утруждать себя заботами о клиентах. Но даже пессимисты не предполагали, что все будет так печально.

Выбирая страховую компанию, большинство ориентировались на название (условия-то у всех одинаковые). Петербуржец А. К. выбрал фирму, которая не жалела денег на рекламу. И в октябре минувшего года вынужден был обратиться к ее услугам — его «девяносто девятую» разбили в столкновении.

Дальше все, как у всех: многочасовое ожидание приезда ГАИ, дача объяснений, потом подъемы в пять утра, чтобы в шесть часов уже занять очередь на разбор дела у дознавателей. Знающие люди говорили, что, когда сами участники ДТП согласны в оценке происшедшего, дознаватель может за определенную «благодарность» (рублей в тысячу) оформить документы без очереди. Но А. К. пошел официальным путем и с третьей попытки, заняв очередь еще на полчаса раньше, оформил-таки документы. Оставалось, как думал пострадавший, самое простое — оформить выплату страховки. Ведь страховая компания — учреждение в отличие от ГАИ не бедное, с солидным штатом и, главное, заинтересованное в клиенте.

Но, как оказалось, если данная компания и заинтересована в клиентах, то только в тех, кто приходит оформлять страховку, а отнюдь не получать по ней деньги. Сначала пострадавшего с его машиной послали к своему эксперту. Без этого, понятное дело, никак, но интересно то, что эксперт, произведя через несколько дней все расчеты, отказался сообщить владельцу машины, во сколько он оценивает ущерб: мол, потом в компании сообщат.

Разумеется, завершив экспертизу, А. К. отдал машину в ремонт за свой счет, потому что работа у него связана с разъездами. Восстановление обошлось в 41 тысячу рублей. Но в компании сообщили, что, «с учетом износа», готовы выплатить аж 22 тысячи — автомобилю ведь уже три года! Когда страхуешь машину, тебе скидки на износ почему-то не делают, даже за «десятилетку» платишь, как будто она только что из автосалона. И запчасти для старой и новой машины стоят одинаково. Но лозунг ОСАГО — «Клиент всегда неправ!».

Теоретически, конечно, можно с компанией поспорить, потребовать разбора дела в суде. И, как показывает практика, можно даже выиграть. Но в страховых компаниях тоже сидят специалисты своего дела. Они отлично знают, что рядовой гражданин даже ради 20 тысяч рублей судиться не будет, потому что в сумме все это ему обойдется дороже: независимая экспертиза, сбор документов, услуги адвоката (или необходимость самостоятельного изучения Гражданского кодекса, закона об ОСАГО, закона о защите прав потребителей, документов самой компании), трех-четырехмесячное ожидание слушания дела, неизбежные переносы слушаний — и каждый раз это обходится в потерю рабочего дня.

В общем, наш пострадавший, и без того потративший на оформление документов и экспертизу без малого полтора месяца, 3 декабря минувшего года отдал всю пачку бумаг в свою страховую фирму, чтобы получить хоть что-то. Правда, никакой расписки с датой приема ему не выдали, а позднее он узнал, что документы ему оформили 6 декабря.

По правилам, составленным явно в пользу страховщиков, компании отводится три дня на оформление документов и 15 дней, чтобы произвести выплату. При самом худшем раскладе до конца декабря А. К. должен был деньги получить. Но в последней декаде месяца секретарь руководителя филиала отвечала, что документы у начальника, он их подпишет, когда вернется из командировки. Вернулся, подписал, но денег нет. Как объяснил уже сотруднику редакции один из менеджеров, слишком много страховок сейчас в работе, компания не успевает. В общем, А. К. получил свои деньги только 11 января. И тут же вынужден был выложить несколько тысяч за новую страховку.

Да, законом об ОСАГО нас облагодетельствовали правительство и Госдума. Они навязали нам эту систему. Но кто заставляет страховые компании обсчитывать и обманывать своих клиентов? Почему мы должны «входить в их положение»: мол, они работой перегружены (за такие-то деньги они могли бы круглосуточно работать), а они заботятся только о том, чтобы заплатить поменьше и затянуть выплату подольше? Это не просто неуважение к клиентам, а тоже разновидность бизнеса. Страховщики понимают, что чем дольше волокита, чем больше «обсчет», тем реже люди будут обращаться за выплатами. Когда ущерб не превышает десяти тысяч рублей, опытному человеку будет проще просто расстаться с этой суммой. Если машина не новая, выплату вам срежут наполовину, а то и больше. А время, потерянное в ГАИ, на экспертизу и на многократные приезды в страховую компанию, никто вам не оплатит — в итоге на зарплате и на бензине для этих поездок вы потеряете больше, чем получите.

Потеря рейтинга страховщиков, видимо, не очень волнует — ведь автомобилист все равно вынужден будет где-то страховаться. Сколько уйдет, примерно столько и придет. И у нас нет оснований утверждать, что выбранная петербуржцем А. К. фирма относится к своим клиентам хуже, чем другие компании. Более того, не исключаем, что где-то могли бы заплатить еще меньше и тянуть с этим еще дольше. Хотя не исключаем и обратного — что есть компании, где ущерб оплачивают полностью в срок. Во всяком случае доводилось об этом слышать.

В. Владимиров

"Автогражданка" потеряла "Доверие" Впервые приостановлена лицензия по ОСАГО  »
Юридические статьи »
Читайте также