У страховщика есть 18 дней Эксперты советуют не вмешиваться в процесс

После ДТП автовладелец, даже если он не виноват в случившемся, должен предпринять ряд обязательных действий.

И хотя страховщики считают, что сроки оформления и получения выплат зависят от ГИБДД, нужно проявлять активность. Причем надо заранее настраиваться на долгий и непростой процесс. И начинать с форсирования оценки ущерба.

Экспертиза

Правила ОСАГО гласят, что страховщик в течение 5 дней обязан провести осмотр поврежденного имущества и/или организовать независимую экспертизу. Однако это вовсе не означает, что в течение 5 дней владелец поврежденного авто получит отчет об оценке. "Организация экспертизы" подразумевает, в частности, выдачу направления на ее проведение. С этим направлением владелец автомобиля отправляется в соответствующую (рекомендованную страховщиком) компанию, где ему назначат дату оценки.

Однако в любом случае отчет должен поступить в страховую компанию не позже, чем через 15 дней со дня поступления документов. Еще 3 дня страховая компания выделяет на выплату страхового возмещения.

Точка отсчета

Точкой отсчета для всей процедуры оценки является момент предоставления пакета документов в страховую компанию, которая будет производить выплату. Причем если документы сдаются не одновременно, то датой сдачи будет считаться тот день, когда пострадавший предоставил страховщику последний необходимый документ. Наиболее распространенная причина задержки -- получение протокола ГИБДД о ДТП и постановление ГИБДД. На рассмотрение случая ДТП сотрудникам ГИБДД потребуется от 5 (если есть пострадавшие) до 10 (если повреждения получили только автомобили) дней. Часто эти сроки сдвигаются с сторону увеличения.

Кроме того, чтобы получить эти документы, водителю придется выбрать приемный день и дождаться своей очереди. "Всему страховому сообществу уже стала очевидна необходимость внесения изменений в закон об ОСАГО, -- считает директор филиала "Московский" ОСАО "РЕСО-Гарантия" Дмитрий Большаков. -- Необходимо исключить обязательное участие ГИБДД в тех случаях, когда нанесен только материальный ущерб автомобилю, но нет пострадавших в ДТП".

Цена оценки

Основной предмет споров между страховой компанией и клиентом -- оценка ущерба, нанесенного автомобилю при ДТП. Многие клиенты не знают, что возмещение ущерба производится за вычетом износа автомобиля. Однако надо понимать, что страхование -- это не средство обогащения, а средство приведения пострадавшего имущества в прежний вид.

Если оценка ущерба не удовлетворяет владельца автомобиля, он имеет право за свой счет пройти оценку у другого оценщика. Однако не факт, что страховая компания ее примет. "Страховая компания, ознакомившись с альтернативной оценкой, может не согласиться и выплатить так называемую "неоспариваемую" часть. В отношении оспариваемой части решение может приниматься только в судебном порядке", -- говорит Евгений Гуревич, начальник отдела маркетинга и рекламы страховой компании "Русский мир".

Подводные камни

ОСАГО действует относительно недавно, поэтому "правила игры" известны не всем. Например, если владелец машины проводит оценку ущерба за свой счет, то эту сумму страховая компания ему не возмещает. Исключение -- когда страховая компания не смогла вовремя организовать оценку автомобиля.

Еще одна малоизвестная деталь: о своем намерении осуществить любой ремонт пострадавшего автомобиля владелец должен уведомить дознавателя, потому что самодеятельность владельца в этом вопросе может усложнить принятие решения по материалам данного ДТП. В любом случае страховщики рекомендуют не идти "против течения", а следовать всем пунктам процедуры получения выплат, даже если эта процедура длится долго.

Есть Мнение

Андрей Артамонов, начальник отдела урегулирования претензий филиала "Московский" ОСАО

"РЕСО-Гарантия": "Сроки осмотра поврежденного имущества и организации независимой экспертизы обычно не нарушаются. Если таковое случится хотя бы один раз, страховщики могут просто отказаться работать с оценщиком, срывающим сроки. Еще 3 дня страховая компания выделяет на выплату страхового возмещения. Таким образом, у страховщика есть 18 дней на то, чтобы удовлетворить претензию по страховому случаю".

Юлия Костыгова

Страховые компании уповают на депутатов Госдумы ОМС и ОВС опишут  »
Юридические статьи »
Читайте также