Валютная либерализация с подстраховкой Премьер дал отмашку реформе валютного режима и розничного банковского рынка

Вчера правительство повторно одобрило законопроекты о валютном регулировании и страховании банковских вкладов частных лиц. Премьер Михаил Касьянов по-прежнему не в восторге от документов и отвел чиновникам Минэкономразвития, Минфина и ЦБ пять дней на их доработку.

Оба законопроекта уже отняли у чиновников массу времени и нервов. Над либерализацией валютного режима правительство и ЦБ ломали голову два года, а безрезультатные попытки создать систему гарантирования частных вкладов ведут отсчет с 1995 г. Вчера кабинет, как никогда, близко подошел к тому, чтобы отправить законопроекты в самостоятельное плавание. Если не произойдет ничего экстраординарного, в первых числах декабря они будут внесены в Госдуму.

Впрочем, кабинет отдает себе отчет в том, что документы далеки от совершенства. Премьер вчера безрезультатно пытался прояснить смысл некоторых ограничений, предусмотренных новым "валютным" законом. Авторы документа так и не ответили Касьянову на вопрос, какой именно - уведомительный или разрешительный - порядок проведения капитальных операций они хотят установить своим законом. На словах чиновники декларируют, что порядок будет уведомительным. Это действительно так в случае с физическими лицами, которые получат право открывать счета в банках из благонадежных стран (входящих в FATF и ОЭСР). С этих счетов граждане смогут оплачивать расходы, не связанные с предпринимательской деятельностью. Разрешения ни у кого спрашивать не придется, физлицам достаточно будет уведомить о своих операциях Центробанк.

Зато порядок открытия зарубежных счетов, связанных с предпринимательской деятельностью, может в любой момент превратиться из уведомительного в разрешительный. По законопроекту ЦБ может потребовать, чтобы резидент, открывающий "предпринимательский" счет за границей, предварительно представил в орган валютного контроля комплект документов. В регистрации может быть отказано, если резидент нарушит "установленный порядок обращения за предварительной регистрацией".

В сферу валютного регулирования документ включает операции в рублях и рублевые ценные бумаги: для их проведения и резидентам, и нерезидентам тоже может потребоваться регистрация. Это возмущает банкиров. "Внутренний рынок сейчас и так зарегулирован до невозможности, дополнительными ограничениями мы просто выдавливаем капитал из страны", - считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Предприниматели жалуются на то, что законопроект не изменяет порядок получения паспортов валютных сделок. По словам директора по внутреннему аудиту "Пепси Боттлинг Груп" Андрея Соломенника, выписка одного такого документа в уполномоченном банке стоит больше 10 000 руб. и компания ежегодно тратит на них около $100 000.

Правда, все ограничения закона о валютном регулировании, кроме обязательной репатриации валюты в течение 180 дней, должны быть отменены с 2007 г. А до этого сохраняются обязательность продажи до 30% валютной выручки и право ЦБ в кризисных ситуациях вводить два ограничения на проведение капитальных операций - так называемый режим счета (перечень разрешенных операций) и резервирование до 20% от суммы сделки на срок до одного года при ввозе валюты и до 100% на два месяца - при вывозе.

Второй законопроект, регулирующий работу финансового рынка, имел все шансы быть утвержденным на вчерашнем заседании без дискуссии. Документ вводит обязательное страхование всех вкладов граждан в коммерческих и государственных банках. По оценке правительства, он защитит интересы 85% вкладчиков, в основном мелких: предельная сумма компенсации не превысит 95 000 руб.

Но и тут нашлись возмутители спокойствия. Тосунян из АРБ потребовал доработать критерии вхождения банков в систему страхования. По его словам, три из четырех критериев носят субъективный характер. Премьер внял критике и поручил авторам по возможности формализовать критерии, которые кажутся банкирам субъективными. Правда, один из разработчиков законопроекта признался "Ведомостям", что переписывать требования они не планируют, а попытаются утихомирить банковское сообщество обещанием рассматривать спорные случаи на заседаниях специальной межведомственной комиссии.

В Думе законопроекты ждет "теплый" прием. Как прогнозирует председатель банковского комитета Валерий Зубов, большинство депутатов хотели бы исключить "субъективные" критерии при допуске банков в систему страхования. Что касается "валютного" закона, то оппозицию ему составит альтернативный думский проект. В нем говорится о снижении норматива обязательной продажи валюты до 15% с 1 января 2004 г. и о ее полной отмене с 1 января 2005 г.

Даешь конкуренцию: В стремлении укрепить банковскую систему Касьянов не ограничился отправкой на доработку обоих законопроектов. И поручил Минэкономразвития думать, как создать более благоприятные условия для развития банковской конкуренции. Как пояснил Андрей Хитров из финансового департамента Минэкономразвития, речь может идти о конкурсном распределении между банками права обслуживать миллиардные межправительственные контракты. "Другая проблема - это влияние на конкуренцию структур, которые создаются государством и имеют особый статус", - говорит Хитров. Реформаторов тревожит положение на рынке Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Агентства по ипотечному кредитованию, региональных ипотечных агентств и даже местных кредитных кооперативов.

Анастасия Онегина Наталья Неймышева

Закон о страховании банковских вкладов утвердили  »
Юридические статьи »
Читайте также