Бюджет: Котлован непроцентных расходов

На прошлой неделе российское правительство одобрило проект бюджета-2003. Этот год будет отмечен пиковыми платежами по внешнему долгу, а также тем, что на его конец приходятся выборы. По сути, власти приходится решать взаимоисключающие задачи. Для выполнения долговых обязательств надо увеличивать процентные расходы, а в предвыборный период все ждут увеличения расходов непроцентных - зарплат бюджетникам, социальных выплат, госинвестиций, расходов на армию и других политически чувствительных статей.

Впрочем, сторонников увеличения непроцентных расходов у нас всегда было достаточно, и не только перед выборами. В предвыборный же период политики становятся более чувствительными к проблемам избирателей. А после выборов - "Пашкин вынул записную книжку и поставил точку; уже много точек было изображено в книжке Пашкина, и каждая точка знаменовала какое-либо внимание к массам". Это, правда, совсем не из нашей жизни, а из "Котлована" Андрея Платонова.

Помимо дилеммы увеличения процентных или непроцентных расходов есть еще проблема погашения основной суммы внешнего долга. В будущем году эта величина должна составить $10,8 млрд. Для платежей по основному долгу был бы необходим профицит в размере 2,9% ВВП, но бюджет на 2003 г. удалось сбалансировать с профицитом лишь в 0,6% ВВП. Для покрытия образующегося финансового разрыва (правительству надо обслуживать еще и внутренний долг) будут использованы различные источники - финансовый резерв, который накопится к концу этого года, доходы от приватизации, от продажи госзапасов, новые заимствования (преимущественно внутренние). В итоге, судя по всему, особых проблем в 2003 г. не предвидится. Однако не все кажется столь простым для последующих лет.

Прежде всего, проблемы связаны с устойчивым ростом непроцентных расходов начиная с 2000 г. Это тоже был год выборов - президентских. И советник президента Андрей Илларионов, и правительство постоянно говорят о недопустимости увеличения непроцентных расходов, но расходы эти, как назло, все растут. В 2000 г. непроцентные расходы федерального бюджета в реальном выражении увеличились по сравнению с 1999-м более чем на 12%. Правда, в 1999 г. по сравнению с 1998-м реальные непроцентные расходы сократились, составив порядка 10,5% ВВП. Во все последующие годы они достаточно устойчиво росли. В итоге, если в ходе слушаний в Думе правительству удастся удержать их на намеченном уровне 13% ВВП, то в 2003 г. по сравнению с 1999 г. непроцентные расходы федерального бюджета тем не менее увеличатся в реальном выражении примерно на 53%. ВВП за это время вырастет не более чем на четверть. Рост реальных непроцентных расходов будет опережать динамику ВВП, если взять за базу и докризисный 1998-й. Ожидается, что в 2003 г. непроцентные расходы увеличатся по отношению к 1998-му на 43 - 44% в реальном выражении, в то время как ВВП вырастет процентов на 30.

Котлован непроцентных расходов увеличивается: "Пашкин же, пока шел по вестибюлю, обдумал увеличить котлован не вчетверо, а в шесть раз, дабы угодить наверняка и забежать вперед партийной линии, чтобы впоследствии радостно встретить ее на чистом месте, - и тогда линия увидит его, и он запечатляется в ней вечной точкой". Как было объявлено правительством, бюджет 2003 г. в очередной раз будет социально ориентированным. Такая ориентированность означает рост социальных расходов на треть. Нет сомнений, внимание к массам проявлять необходимо, особенно в предвыборный период. Нет сомнений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере оставляет желать лучшего. Однако нет сомнений и в том, что отмеченный рост непроцентных расходов явно опережает динамику структурных реформ в бюджетной сфере, в отраслях, предоставляющих обществу так называемые "нерыночные услуги", - в госуправлении, образовании, здравоохранении и социальном обеспечении. Увеличение непроцентных расходов уже привело к тому, что, по данным Госкомстата, количество замещенных рабочих мест в бюджетной сфере - "управлении", "здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении", "культуре и искусстве", "образовании" в середине 2002 г. увеличилось соответственно на 2,7% , 2,2% , 4,0% , 1,5% по сравнению с серединой 2001-го.

Рост ВВП, как мы знаем, в текущем году замедлился. А рост занятости ускорился. В первом полугодии занятость увеличилась примерно на 2,6% , а ВВП - примерно на 3,8%. В 1999 - 2001 гг. в среднем ВВП рос на 6,5% в год, а занятость не росла. Получается, что рост непроцентных расходов не несет в себе никакого мультипликативного эффекта, не стимулирует рост экономики.

Рост занятости в нерыночном секторе происходит на фоне сокращения занятости в промышленности (на 3% ). Это означает, что в промышленности эффективность растет, а в "нерыночном" секторе падает. Судя по всему, качество нерыночных услуг тоже не растет. Более того, вокруг котлована нерыночного сектора образуется масса посредников, которые помогают массам добраться до нерыночных услуг. Посредники при этом работают на вполне рыночной основе: ". .. прежде всего поражает наше внимание недостаток в России гражданской честности в самом тесном или обыкновенном смысле этого слова. Этот роковой недостаток лишает правительство возможности располагать надежною исполнительною силою, то есть иметь необходимое число честных и верных исполнителей низшего разряда". Но, впрочем, это тоже не про нас - писано Иваном Аксаковым полтора века назад.

Показательно, что как в промышленности, так и в секторе, предоставляющем обществу крайне необходимые "нерыночные услуги", занято примерно одинаковое количество трудовых ресурсов - в каждом чуть более 20% от объема занятых в экономике. При этом в промышленности производится примерно 30% ВВП, а в нерыночном секторе - чуть более 10%. Увеличение непроцентных расходов без структурных реформ стимулирует приток трудовых ресурсов в нерыночный сектор, отвлекая их из других, потенциально более эффективных отраслей. Все это явно не идет на пользу экономике, порождая иждивенчество и коррупцию.

Рост в 1999 - 2001 гг. был достигнут в результате более полной загрузки имеющихся мощностей без масштабного привлечения рабочей силы и, в итоге, при бурном росте эффективности производства. В этом смысле 2002 год принципиально иной. Потенциал "дешевого роста" за счет загрузки свободных мощностей в значительной мере исчерпан. В этом году в производство вовлекается гораздо больше трудовых ресурсов, темпы роста эффективности падают. Если в ближайшие годы нерыночный сектор будет поглощать трудовые ресурсы теми же темпами, то нехватка трудовых ресурсов в рыночном секторе (причем не только квалифицированных, как сейчас) может стать ограничителем экономического роста.

Бюджет 2003 г. будет исполнен. Экономика в 2003 г. вырастет, выборы состоятся, политики рассядутся по местам, и тогда, хочется верить, размеры государственного котлована перестанут увеличиваться: когда-то же надо перестать копать котлован и начать возводить фундамент. Политики, как известно, думают о следующих выборах, а государственные деятели - о следующих поколениях.

Автор - главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков

Геннадий Селезнев: В двадцатых числах сентября депутаты рассмотрят бюджет-2003 в первом чтении  »
Юридические статьи »
Читайте также