Можем и без профицита Касьянов пожалел налогоплательщиков

Премьер Михаил Касьянов проявил себя истинным либералом. Вчера он предположил, что с 2004 г. правительство может отказаться от профицитного бюджета, чтобы снизить налоговое бремя. Пока это только идея - вице-премьер Алексей Кудрин настаивает на том, что и в 2004 г. , и в 2005 г. без профицита России нельзя.

Вчера кабинет был занят главным делом года - обсуждал последнюю версию закона о бюджете-2003. Внесенный Минфином законопроект был в основном одобрен и после окончательных согласований 26 августа должен поступить в Думу.

По плану Минфина, доходы бюджета-2003 составят 2,4 трлн руб. (18,5% ВВП) , расходы - 2,328 трлн руб. (17,9% ВВП) , профицит - 0,6% ВВП.

Главной сенсацией дня стали ремарки Касьянова в самом начале заседания. Как только Россия пройдет 2003 г. , на который приходится пик платежей по госдолгу, "можно будет не продолжать перераспределять доходы, а снижать налоговое бремя и дать возможность частному сектору профинансировать те расходы, которые не может эффективно сделать государство", заявил премьер. По его словам, "профицит - это не самоцель, а необходимость определенного периода развития экономики".

Начиная с 1999 г. федеральный бюджет ежегодно исполнялся с профицитом. "Это не означало наличие свободных денег, после дефолта нам просто никто не давал в долг, - напоминает гендиректор Экономической экспертной группы Максим Куликов. - Теперь у правительства появляется возможность выбора". Вместо погашения долга власти могут, например, его просто рефинансировать с помощью новых займов.

"Слова Касьянова внушают оптимизм, они дают надежду на продолжение налоговой реформы", - говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее мнению, снижение налогового бремени избавляет власти от необходимости поддерживать профицит ради стерилизации избыточной рублевой массы. С появлением свободных денег у бизнеса ликвидность можно будет связывать инвестициями. "При прежнем уровне налогового бремени задачу по стерилизации был вынужден брать на себя бюджет", - говорит Орлова. А Куликов указывает, что с приходом в ЦБ новой команды у Минфина появляется возможность отказаться от не свойственного ему дела. "Стерилизация - это в основном забота ЦБ, а когда ее берет на себя Минфин, как в предыдущие годы, это явно ненормальная ситуация", - говорит экономист.

Но отказ от профицита может потребоваться властям не только ради снижения фискального бремени. "В последние годы профицитный бюджет был необходимым элементом макроэкономической политики, в котором зеркально отражались большие приросты платежного баланса в 2000 - 2001 гг. ", - поясняет директор Центра макроэкономической политики и краткосрочного прогнозирования Алексей Белоусов. Приток нефтедолларов подпитывал бурный рост золотовалютных резервов и позволял ЦБ насыщать экономику деньгами. "Для обеспечения экономики деньгами денежная масса должна расти на 20% в год, что эквивалентно приросту резервов на $5 - 6 млрд. Однако за пределами 2003 г. возможность пополнять резервы такими темпами не просматривается", - констатирует экономист. В этой ситуации экономике понадобятся новые источники денежного предложения, один из которых - дефицитный бюджет. В ситуации, когда перестает работать прежний механизм расширения денежного предложения, "профицит становится даже вреден", говорит Белоусов.

Впрочем, сразу же по окончании заседания кабинета Кудрин поспешил дополнить высказывание шефа. Если цены на нефть останутся высокими, от профицитного бюджета России все равно никуда не уйти, заявил он. А источник в Минфине пояснил "Ведомостям", что при нынешней зависимости российской экономики от внешней конъюнктуры профицит нужен как страховка от резкого снижения цен на российский сырьевой экспорт. "К тому же, используя профицит для погашения долгов, мы здорово экономим на обслуживании долга, - говорит источник в Минфине. - В будущем году на обслуживание пойдет 11% бюджета, а еще недавно эти расходы доходили до 30% ".

К новому витку налоговой реформы в Минфине тоже пока не готовы: "Мы уже так наснижали налоговое бремя, что из месяца в месяц не выполняем планы по сбору налогов". Так что пока "это просто идея Касьянова", говорит чиновник Минфина. В финансовом плане до 2005 г. , который поступил в правительство вместе с проектом бюджета-2003, "просто идея" не отражена. На 2004 г. Минфин запланировал профицит в размере 1,3% ВВП, а на 2005 г. - 1,6%.

Владимир Федорин

Вслед за отказом от профицитного бюджета правительству следует задуматься о снижении налогового бремени  »
Юридические статьи »
Читайте также