Центробанк обсчитали Вместе со всеми автовладельцами

Благодаря бережливости Центробанка каждый автолюбитель может уменьшить свой налог за 2002 г. как минимум в 1000 раз. Владеющий огромным автопарком ЦБ обнаружил, что налог взимали без учета деноминации, и теперь твердо намерен вернуть свои деньги. Если другие налогоплательщики последуют его примеру, бюджет потеряет больше 6 млрд руб.

До 1 января 2003 г. все автолюбители платили налог с владельцев транспортных средств. Минимальные ставки налога были установлены законом еще в 1991 г. (50 коп. с лошадиной силы для легковых автомобилей с мощностью до 100 л. с. , 1 руб. 30 коп. для автомобилей с мощностью свыше 100 л. с. и т. д. ). Региональные власти могли увеличивать эти ставки. Например, Мосгордума установила на 2002 г. ставки в 3 руб. с лошадиной силы для автомобилей с мощностью до 100 л. с. и 10 руб. - для более мощных легковушек.

Еще 10 апреля 2002 г. Конституционный суд решил, что региональные "надбавки" противоречат Конституции и что платить нужно по ставкам 1991 г. Но московские налогоплательщики, по словам председателя бюджетного комитета Мосгордумы Михаила Вышегородцева, все равно заплатили в 2002 г. по повышенным ставкам - всего примерно 700 млн руб. А начальник отдела региональных и местных налогов УМНС по Москве Александр Миньков сообщил "Ведомостям", что налоговые инспекции не стали пересчитывать налог , поскольку его сбором занималась ГИБДД. Получить комментарий автоинспекторов "Ведомостям" вчера не удалось. Но в любом случае официальное письмо МНС об отмене региональных "надбавок" с 10 апреля 2002 г. вышло 16 октября 2002 г. , когда налог уже был собран (он платится до 1 августа). По словам Минькова, теперь недовольные могут написать в налоговую инспекцию заявление о возврате переплаченного.

Но на самом деле плательщики могут вернуть в 1000 раз больше. Выяснилось это благодаря ЦБ, который письмом от 24 марта 2003 г. потребовал от всех своих подразделений до 1 мая 2003 г. обратиться в инспекции с заявлением о возврате налога (в отчете об исполнении бюджета банка суммы уплаченного налога нет, известно лишь, что балансовая стоимость его автопарка на 1 января 2002 г. составляла 1,471 млрд руб. ). При этом ЦБ ссылается не только на решение КС, но и на деноминацию, которая произошла 1 января 1998 г. Поэтому ставки налога, установленные еще в 1991 г. , следует умножить на коэффициент 0,001, пишет ЦБ. Другими словами, платить нужно даже не 50 коп. с каждой лошадиной силы, а 0,05 коп. (при таких ставках налог с "девятки" с мощностью 69 лошадиных будет не 207 руб. , как следует из московского закона, а 3,45 коп. ).

Юристы убеждены, что логика ЦБ безупречна. "Молодцы работники Центробанка, никто до них этой очевидной вещи не заметил", - говорит партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев. Действительно, в постановлении правительства от 18 сентября 1997 г. , по которому проводилась деноминация, сказано, что все налоговые платежи следует пересчитать по новому масштабу цен, говорит ведущий консультант "Делойт и Туш СНГ" Святослав Лебедев. Да и министр налогов и сборов Александр Починок в инструкции 4 апреля 2000 г. писал, что 50 коп. с лошадиной силы в год и прочие ставки указаны в ценах "до деноминации рубля".

По данным Минфина, в 2002 г. в консолидированный бюджет налог принес 6,386 млрд руб. Если все плательщики последуют примеру ЦБ, эта сумма уменьшится в 1000 раз за счет деноминации и еще в несколько раз за счет отмены региональных надбавок. То есть налоговикам придется вернуть плательщикам как минимум 6,38 млрд руб. Но эксперты убеждены, что масштабного пересчета не произойдет: мало кто из граждан хранит квитанции об уплате налога, а 200 руб. - не слишком заметная сумма. Но для Центрального банка, для такси и других организаций с большим автопарком вопрос может оказаться важным, говорит Пепеляев.

Наталья Неймышева

Доллар могут разморозить Центробанк отказался поддерживать курс американской валюты, но обязался контролировать ситуацию  »
Юридические статьи »
Читайте также