В россии останется только шесть госбанков заявляет глава департамента Минфина РФ Антон Силуанов

Минфин РФ в соответствии с поручением Правительства от 15 февраля внес на рассмотрение кабинета министров доработанную с участием Минэкономразвития и ЦБ РФ стратегию развития банковского сектора России на 2003-2007 годы. О том, что предусматривает документ в области участия государства в банковской системе и в целом в отношении регулирования деятельности коммерческих банков, агентству "Интерфакс-АФИ" рассказал руководитель департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Минфина РФ Антон СИЛУАНОВ, один из разработчиков документа.

- Антон Германович, какие задачи ставит уточненная стратегия развития банковского сектора?

- Уточненный документ подводит итоги реализации стратегии в прошлом году и намечает задачи на среднесрочную перспективу. Стратегия исходит из необходимости обеспечения экономического роста в первую очередь за счет внутренних факторов и предлагает комплекс мер, которые способствовали бы увеличению роли национального банковского сектора в инвестиционном процессе, то есть его роли как трансформатора сбережений населения в инвестиции. Сейчас, к примеру, доля банковских кредитов в структуре инвестиций в российскую экономику составляет всего 6 процентов, а значительная их часть - около 50 процентов - представляет собой собственные средства предприятий.

- Какие целевые показатели развития российской банковской системы предусмотрены стратегией?

- Прогнозируется, что в 2003 году по сравнению с прошлым годом совокупные банковские активы увеличатся до 40,1 процента ВВП с 37,6 процента ВВП, капитал - до 5,6 процента ВВП против 5,4 процента ВВП, объем кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, возрастет до 16,4 процента ВВП с 15,1 процента ВВП (ВВП в абсолютном выражении запланирован на 2003 год в объеме 13,05 триллиона рублей. - Прим. ИФ-АФИ).

Более того, предполагается, что к 2007 году активы банковской системы РФ достигнут 44-45 процентов ВВП, капитал - 6-7 процентов ВВП, объем кредитов экономике - 19-20 процентов ВВП. Предполагается, что эти показатели станут результатом качественного улучшения банковской деятельности, прежде всего в сфере корпоративного управления и внутреннего контроля, управления рисками, повышения прозрачности деятельности.

- Как стратегия предлагает решать задачу дальнейшего сокращения участия государства в банковском секторе?

- В этом году планируется ускорить выход Банка России из капиталов его дочерних банков за рубежом. Мы надеемся, что будут найдены соответствующие акционеры, причем из числа российских банков, к которым перейдут доли, принадлежащие в настоящее время Банку России. В уточненной стратегии мы ставим новые ориентиры по выходу Банка России из капиталов росзагранбанков. Мы говорим, что в течение 2003 года будет проведен переговорный процесс и должен состояться окончательный выход Банка России из капиталов росзагранбанков. До начала 2004 года он должен быть завершен. Правительство в свою очередь не позже 2004 года обеспечит завершение процедур по выходу государственных унитарных предприятий из капиталов кредитных организаций.

Но наиболее важная работа в этом году будет проведена по сокращению доли участия правительства в капитале Внешторгбанка (ВТБ) в первую очередь путем проведения допэмиссии акций ВТБ в объеме до 20 процентов для Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), с которым проводятся переговоры, а также путем предоставления Международной финансовой корпорацией (МФК) кредита ВТБ в размере 200 миллионов долларов с возможностью конвертации в акции банка. Эта работа должна завершиться в текущем году.

- Другие потенциальные акционеры выражали желание поучаствовать в приватизации ВТБ?

- В Правительстве рассматриваются пока только эти два предложения, другие официально не обсуждаются. Может, высказываются и иные пожелания, но тем не менее официально рассматриваются предложения только от этих двух потенциальных инвесторов.

- Правительство в перспективе сохранит свое участие в ВТБ, где ему сейчас принадлежит 100 процентов акций?

- Конечно. Дело в том, что в 2003 году приватизация долей акций ВТБ, принадлежащих Правительству, не планируется, будет происходить сокращение доли за счет дополнительной эмиссии. Наши планы - где-то к 2005 или 2007 году сократить долю участия государства в ВТБ до уровня менее 50 процентов, а потом будет видно.

- К концу февраля завершится оценка рыночной стоимости ВТБ. Какой она может оказаться?

- Пока результатов оценки нет, идет оценка, которую проводит сам ВТБ, две аудиторские компании для него этим занимаются (J.P. Morgan Chase и Ernst&Young. - Прим. ИФ-АФИ). Также будет проведена оценка со стороны ЕБРР, она должна начаться в ближайшее время. На ее основе они сами определят долю своего участия в капитале ВТБ.

- Правительство будет проводить свою оценку стоимости ВТБ?

- Интересы Правительства и ВТБ в данном случае совпадают: банк, как и Правительство, заинтересован в большей капитализации, то есть не в занижении своей стоимости. Поэтому мы считаем, что проводимая двумя известными фирмами оценка ВТБ должна объективно отразить ситуацию.

К настоящему времени уже подготовлено так называемое мандатное письмо - своего рода проект соглашения между ВТБ и ЕБРР о порядке, объемах, сроках, условиях приобретения допэмиссии. При этом ЕБРР одним из условий сделки ставит развитие ВТБ как универсального коммерческого банка с сокращением доли государства до уровня менее 50 процентов в те сроки, которые я уже называл.

- Хорошо, с ВТБ понятно, а будет ли государство в лице ЦБ РФ сокращать свою долю в Сбербанке?

- Банк России в ближайшей перспективе не собирается сокращать свою долю в капитале Сбербанка, которая сейчас составляет около 60 процентов. При этом правильно было бы напомнить о том, что мы в проекте закона о страховании вкладов сохраняем государственные гарантии по вкладам в Сбербанке на два года после введения в действие этого закона.

- А после того, как система страхования вкладов реально заработает, этот вопрос может быть рассмотрен?

- После того, как заработает система гарантирования, по вкладам в Сбербанке, как я уже сказал, до 1 января 2007 года будут сохраняться государственные гарантии, и мы посмотрим, какие будут тенденции на рынке частных депозитов, и только после этого будем принимать решение. Но поскольку Сбербанк аккумулирует почти 70 процентов рынка вкладов, поспешные действия по его приватизации неуместны.

- А долю ЦБ РФ в Сбербанке не планируется передать Правительству, как это было в случае с ВТБ?

- Такая возможность не рассматривается.

- В каких еще банках государство планирует сохранить свое присутствие?

- Государство будет участвовать в капитале только двух уже названных универсальных банков - ВТБ и Сбербанка, а остальные банки - Внешэкономбанк, Росэксимбанк, Российский банк развития (РБР) и Россельхозбанк (РСХБ) будут представлять собой специализированные агентства, хотя это не перспективы текущего года и даже не следующего.

Это связано с тем, что сейчас эти банки по сути тоже являются универсальными, причем универсальность их увеличивается, особенно Россельхозбанка - после получения лицензии на работу с частными вкладами. Но у нас в законодательстве нет такого понятия - узко специализированный банк, поскольку банк может совершать любые банковские операции, в том числе с депозитами населения, которые предусматривает закон о банках и банковской деятельности. Кроме того, ограничение операций в этих банках лишь какими-то агентскими функциями на данном этапе лишает эти банки некой ресурсной базы в виде тех же самых депозитов населения.

- Но ведь это по сути противоречит концепции,согласно которой кроме ВТБ и Сбербанка государство будет участвовать только в специализированных агентствах.

- Они будут специализированными агентствами в том плане, что государство будет через эти банки осуществлять свои функции. Другой вопрос - будет ли у них существовать так называемая "непрофильная деятельность". Мы пока к этому относимся терпимо. Если государство в лице федерального бюджета не имеет постоянной возможности подкреплять ресурсами банк, он должен искать ресурсы где-то еще. Поэтому увеличение ресурсной базы для использования средств, в том числе на свою основную функцию - например, для Россельхозбанка это кредитование села - представляется приемлемым.

В связи с этим на данном этапе, скорее всего, будет сохраняться ситуация, когда универсальный статус этих банков будет развиваться, а ограничение чисто агентскими функциями может в дальнейшем быть введено решением собственника в лице Правительства.

- Определен ли в стратегии статус ВЭБа?

- Это затронуто только в общих чертах. На базе Внешэкономбанка предполагается создать долговое агентство и осуществить постепенный вывод из него кредитных операций. Предполагается, что Росэксимбанк в свою очередь будет выполнять функции по поддержке российского экспорта.

- А РБР какие функции будет выполнять как агент?

- РБР работает как агент по предоставлению и большей частью по возврату ранее выданных средств из федерального бюджета на возвратной основе. То есть если раньше эти средства выдавались через различные коммерческие банки, то сейчас это все сконцентрировал у себя РБР, он работает с должниками - предприятиями, которым выдавались средства из федерального бюджета под гарантии субъектов Федерации.

- Что планируется изменить в области регулирования деятельности банков, контроля и надзора?

- Многие меры в этой области уже были озвучены в конце прошлого года, когда проходило обсуждение итогов реализации стратегии развития банковского сектора на заседании Правительства. Эти меры направлены на развитие конкурентной среды, совершенствование процедуры банкротства кредитных организаций, создание более комфортных условий для слияния банков, повышение прозрачности реальных владельцев банков и ответственности их учредителей.

Будут ужесточены требования к собственникам банков, которые довели банки до банкротства. Мы хотим ограничить право таких людей в дальнейшем участвовать в управлении банком, запретив им создавать новые кредитные организации в течение 10 лет.

Будут установлены критерии деловой репутации учредителей и участников кредитных организаций, поскольку понятие деловой репутации включено в закон о банках и банковской деятельности, но тем не менее не конкретизировано.

Мы планируем уделять большое внимание вопросу совершенствования процедур удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Хотя общий закон о банкротстве упростил для банков взыскание залогов при банкротстве должников, мы хотим идти еще дальше, то есть вывести залоги из состава общей конкурсной массы. Одновременно необходима процедура регистрации залогов, чтобы предотвратить заключение фиктивных договоров залога между банком и сторонней организацией и возможность увода банковских активов.

Кроме того, планируется предоставить дополнительные права Банку России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере.

- Почему внесение законопроекта о страховании вкладов длится так долго, ведь он был одобрен на заседании Правительства еще в ноябре?

- Были определенные замечания технического характера у юристов. Мы также представили предложения относительно порядка использования средств федерального бюджета для покрытия текущих кассовых разрывов страхового фонда, которым будет управлять Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Мы предлагаем, если возникла нехватка средств в фонде, не сразу обращаться к бюджету. Сначала повышаются ставки отчислений в страховой фонд для банков, кроме того, мы предлагаем наделить АРКО правом осуществлять заимствования на рынке для покрытия текущих кассовых разрывов. Нет ничего особенного, если АРКО будет выходить с заимствованиями на рынок. С учетом взносов банков в страховой фонд, ежеквартально пополняемых, а также возможности привлечения средств бюджета такие заимствования будут достаточно надежным инструментом.

И уже потом, когда будут исчерпаны все возможные механизмы покрытия текущих кассовых разрывов, у АРКО, по нашему замыслу, возникает право обращаться за заимствованиями из федерального бюджета.

Референдумом по нашим правам  »
Юридические статьи »
Читайте также