Резерв сомнительных долгов и налоговое планирование

Что такое резерв сомнительных долгов? Можно ли с его помощью снизить потери, связанные с дебиторской задолженностью?

Не секрет, что неплатежи и возникшая в результате дебиторская задолженность являются головной болью практически любой организации. Инфляция, необходимость привлечения дополнительных ресурсов, затраты на претензионную работу и судебные издержки -- вот далеко неполный перечень таких потерь.

Одним из путей снижения потерь, связанных с дебиторской задолженностью, является формирование резерва сомнительных долгов.

Резерв сомнительных долгов относится к оценочным резервам. Образование резерва позволяет уточнить балансовую оценку того или иного долга, повысить достоверность финансовой отчетности, позволяя пользователям увидеть не затратную, а реальную оценку этого актива организации. Формирование и использование резерва сомнительных долгов регламентируется следующими нормативными документами:

в бухгалтерском учете

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 34н (далее по тексту -- Положение по ведению бухгалтерского учета);

- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 49 (далее по тексту -- Методические указания по инвентаризации);

в налоговом учете

- Налоговым кодексом РФ (далее по тексту -- НК РФ).

При формировании резерва сомнительных долгов должны быть соблюдены основные принципы его создания, изложенные ниже.

1. В соответствии с требованиями п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета резерв может быть создан по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги.

2. Согласно п. 3.54 Методических указаний по инвентаризации резерв может быть создан только организацией, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

3. Организация должна принять решение о создании резерва, которое закрепляется учетной политикой в соответствии с п. 5 и п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 60н (далее по тексту -- ПБУ1/98).

Отметим, что для целей бухгалтерского и налогового учета понятия сомнительного долга, порядок их формирования и учета несколько отличаются. Так, в бухгалтерском учете сомнительным долгом признается просроченная дебиторская задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иными способами. В бухгалтерском учете долг может быть признан сомнительным, если:

- должник признан банкротом без возможности удовлетворения претензий кредиторов;

- произведена ликвидация организации-должника в установленном порядке, а кредитор не предъявил претензий в установленный срок.

Тамара Ону,ведущий аудиторООО "Аверс-Аудит"

Полную версию см. на dp.ru

Новый закон о бухучете будет разработан в 2005 г  »
Юридические статьи »
Читайте также