Налоги в тисках Госдума и Конституционный суд озаботились защитой налогоплательщиков

Завтра Государственная Дума рассмотрит во втором чтении федеральный закон, дополняющий Налоговый кодекс главой 26 - "Государственная пошлина". Цель законопроекта в том, чтобы установить строгий перечень юридически значимых действий, за которые государственные органы взимают соответствующую плату. По словам заместителя председателя Комитета ГД по бюджету Сергея Штогрина, в законопроекте перечислено, за что может взиматься пошлина и установлен ее размер.

Документ предлагает установить единую госпошлину, взимаемую за регистрацию предприятия, в размере 2000 рублей; за регистрацию некоммерческих организаций - 1000 рублей, за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - 400 рублей; за регистрацию периодических изданий - 2000 рублей, информационных агентств - 3000, электронных СМИ - 4000 рублей.

Работа над законопроектом шла почти два года. По сравнению с первым чтением, которое, отметим, документ прошел еще год назад, в законопроект внесены существенные изменения.

Ко второму чтению был существенно расширен список юридических действий, за которые может взиматься плата. Кроме того, в главу внесена норма, запрещающая государственным органам брать пошлину больше, чем написано в законе или за не предусмотренные в нем действия.

Судам предоставляется право в зависимости от имущественного положения заявителя освобождать от уплаты пошлины, уменьшать ее или предоставлять отсрочку по уплате. В законе также установлен закрытый перечень физических лиц, которые имеют право не платить госпошлину. В первом чтении льготы предоставлялись всего трем категориям граждан: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы; участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; физическим лицам, имеющим право на налоговые льготы в соответствии с законами Российской Федерации.

Однако больше всего споров, похоже, вызовет новое положение в законопроекте, в соответствии с которым государственные органы тоже должны будут платить государственную пошлину на общих основаниях, за исключением случаев, особо отмеченных в законе. Норма эта, как отмечает Сергей Штогрин, распространяется и на налоговые органы. А это означает, что после принятия закона налоговикам придется тратить на уплату государственной пошлины за подачу судебных исков огромные суммы. Эксперты оценивают размер убытков МНС в 3 миллиарда рублей в год. Для сравнения: на зарплату всех сотрудников налогового ведомства в бюджете 2003 года выделено чуть больше 20 миллиардов рублей. Сумма в 3 миллиарда рублей в год вовсе не выглядит завышенной. По данным Министерства по налогам и сборам, ежегодно это ведомство подает несколько сотен тысяч исковых заявлений. В 2000 году было предъявлено больше 300 тысяч исковых заявлений, в 2001 году - уже 400 тысяч. Большая часть исков - это требования об уплате налоговых санкций, взыскиваемых с налогоплательщика только в судебном порядке, сообщил руководитель юридического департамента Министерства по налогам и сборам Антон Устинов.

Такое жесткое решение депутаты объясняют желанием уравнять перед судом государство и бизнес. Налоговые органы, утверждают они, зачастую подают сомнительные иски, чтобы затянуть дело или рассчитывая, что компании надоест судиться и она предпочтет расплатиться. Юристы, занимающиеся налоговыми вопросами, утверждают, что, если налоговикам придется платить госпошлину наравне с компаниями, желания подавать сомнительные иски у них станет значительно меньше. Бюджет же в результате этой операции ничего не теряет: деньги, уплаченные в качестве госпошлины из бюджета МНС, вернутся обратно в казну.

Наряду с депутатами защитой интересов налогоплательщиков озаботился и Конституционный суд, в который обратились 38 индивидуальных предпринимателей. Как сообщили "Российской бизнес-газете" в Конституционном суде, все они использовали упрощенную систему налогообложения: ежегодно приобретали патент на право применения этой системы и за исключением этого платежа не платили больше никаких налогов.

С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, и согласно статье 143 индивидуальные предприниматели отнесены к плательщикам НДС. Вместе с тем Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" гласит: "В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации".

По мнению предпринимателей, разноречивость этих норм привела к тому, что налоговые органы, а также суды, в которые обращались индивидуальные предприниматели, иногда освобождали их от уплаты НДС, а иногда нет. По мнению заявителей, это свидетельствует о неопределенности этих норм. А если существует неопределенность в вопросе о том, от уплаты каких именно налогов освобождает упрощенная система налогообложения, указанные нормы должны быть признаны неконституционными. Предприниматели утверждают, что различное толкование арбитражными судами разных регионов этих положений нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и создает преимущества одних налогоплательщиков перед другими в зависимости, например, от места жительства. По их мнению, эти нормы являются дискриминационными по отношению к индивидуальным предпринимателям и ставят их в неравные условия по сравнению с организациями, поскольку для них упрощенная система налогообложения предусматривает замену всех действующих налогов и сборов.

15 мая Конституционный суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", статьи 143 и пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ, части 1 статьи 4 Федерального закона "О дорожных фондах в РФ", пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", статьи 1 и пункта 2 статьи 4 Закона г. Москвы "О налоге с продаж". Это только начало разбирательства. Окончательное решение будет принято примерно через три недели. "Российская бизнес-газета" будет следить за развитием событий.

Ирина Колодина

Верховный Суд России определил, что за подачу заявления об оспаривании нормативных актов организации должны платить госпошлину в 10 МРОТ.  »
Юридические статьи »
Читайте также