Регистраторов построят по вертикали

Систему регистрации прав на недвижимое имущество ждут кардинальные преобразования: Минюстом подготовлена и представлена в правительство новая редакция федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Институт, который сегодня представляют 89 учреждений юстиции регионального подчинения (а также почти 1800 их филиалов и представительств), выстроят строго по вертикали. О том, что это значит, газете "Время МН" рассказал первый заместитель министра юстиции Александр Карлин.

— Александр Богданович, у многих еще свежи воспоминания о том "параличе", которым был чреват переход функций регистрации сделок с недвижимостью от нотариусов к учреждениям юстиции...

— Проблемы возникли именно потому, что институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в принципе отсутствовал и нотариусы этой работой никогда не занимались. Россия (по крайней мере, со времен советской власти) такого института просто не знала. Его пришлось создавать буквально с нуля. И совсем недавно — в январе — мы отметили пять лет с момента введения в действие закона "О государственной регистрации". Сегодня учреждения юстиции по регистрации прав действуют во всех регионах, как этого требует закон. И еще — 1755 их филиалов и представительств, мы активно работаем над развитием сети, максимально приближенной к населению. За прошедшие пять лет в Едином федеральном реестре зарегистрировано более 41 млн прав, ограничений прав и сделок с недвижимостью. И только в прошлом году — 13 млн (сравните это с 1998 годом, на который пришлось всего 1,5 млн регистрационных актов). Сейчас мы можем констатировать: более 50% взрослого населения страны имеют опыт общения с системой государственной регистрации сделок с недвижимостью, то есть для населения она перестала быть экзотикой.

— Почему же назрела необходимость реформирования системы и какие изменения предполагается внести в действующее законодательство?

— Проект новой редакции федерального закона подготовлен в рамках концепции по разграничению полномочий и предметов ведения между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением, над которой работала комиссия под руководством заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака. Те изменения, которые планируются в области регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, касаются двух концептуально важных вещей. Во-первых, речь идет о необходимости перевода учреждений юстиции в федеральное подчинение. Это повлечет целый ряд последствий — и прежде всего перевод учреждений на бюджетное финансирование. Сейчас они существуют за счет платы за регистрацию прав: основная ее часть идет на развитие самого учреждения, 5% перечисляются в централизованный фонд министерства.

— В регионах, насколько известно, от такой перспективы не в восторге. Да и министерство теряет возможность распоряжаться некоторым количеством средств. Если не секрет, насколько велика сумма?

— Сумма не слишком большая в масштабах страны. И она даже частично не удовлетворяет тех запросов, которые мы получаем с мест: я имею в виду необходимость развития информационных систем учреждений, их реконструкцию, строительство. Ведь далеко не все регионы имеют хорошо развитый рынок недвижимости, что и определяет объем финансовых ресурсов учреждения. Сравните Московскую область, где за год совершено без малого миллион регистрационных актов и Корякский АО, где их было всего 657. Бюджетное финансирование позволяет компенсировать неравенство этих условий. И я бы не сказал, что подобная перспектива не находит одобрения на местах.

— А второе концептуально важное положение?

— Речь идет о совмещении функций государственного учета объектов недвижимости и учета прав на них. Сейчас мы только регистрируем право собственности, еще ряд ведомств осуществляют учет, техническую инвентаризацию объектов недвижимости. Если вам приходилось собирать документы для характеристики земельного участка или квартиры, вы наверняка знаете, что я имею в виду.

— Действительно, ряд экспертов именно сложность системы учета, оценки и регистрации объектов недвижимости называет причиной "недоразвитости" земельного рынка в России. Означает ли это, что к Минюсту отойдут функции Росземкадастра и Госстроя в том, что касается учета недвижимости?

— Не означает. В рамках концепции по разграничению полномочий между уровнями власти эти функции во многом будут переданы на муниципальный уровень. Но в любом случае количество "промежуточных" звеньев при сделках с недвижимостью должно сократиться. Подчеркну: речь идет о предполагаемых изменениях, законодателю еще предстоит их одобрить.

— Уже подсчитано, каких затрат потребует перевод института государственной регистрации сделок с недвижимостью на федеративные рельсы?

— Это как раз и есть самая большая проблема. Логика концепции по разграничению полномочий в том, что те или иные функции должны обеспечиваться соответствующими ресурсами. Применительно к институту государственной регистрации прав — это та госпошлина, которую граждане должны будут платить в бюджет. Но вот конкретному гражданину, когда он идет регистрировать свое право на квартиру, ему все эти административные изыски не очень близки. Его идеология — в том, чтобы плата за регистрацию была ему доступна. Сегодня для физических лиц она составляет от 100 до 300 рублей, и, когда об этом слышат иностранные эксперты, они просто в шоке, ведь по всем мировым стандартам сумма до смешного мала. Но мы не должны забывать, что российский рынок недвижимости формируется весьма специфическим образом. Очень небольшой сегмент прав перераспределяется через классические рыночные механизмы, а самый значительный как бы оформляет результат еще советской системы распределения благ, который теперь реализуется через механизмы приватизации. Поэтому плата за регистрацию прав не должна препятствовать решению основной задачи — сформировать как можно более широкий рынок недвижимости без социальных потрясений. Кстати, о недоразвитости земельного рынка: сегодня каждое шестое регистрационное действие — это регистрация прав и сделок с земельными участками. Темпы прироста таких действий в прошлом году составили 40-45%.

— Реформа местного самоуправления, как ожидается, начнется не раньше 2005 года. К тому же сроку и институт государственной регистрации планируется построить по вертикали?

— Мы и сейчас работаем над синхронностью действий всех подразделений. В этом году должно завершиться формирование единой информационной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Анастасия Корня

У министра юстициии появится еще одни - десятый - заместитель.  »
Юридические статьи »
Читайте также