95-й

Совсем скоро этот закон кардинально изменит нашу жизнь. Но мы до сих пор этого не поняли

Народная мудрость гласит, что спешка хороша лишь при ловле блох. Но, похоже, российские власти готовы внести «изменения и дополнения» и в эту поговорку: всего за несколько месяцев до составления федерального и региональных бюджетов на будущий год вдруг заговорили о пресловутом 95-м законе, который, по сути, с 1 января 2005 года должен преобразить Россию в совершенно иное государство! В государство, где большая часть властных полномочий, от которых напрямую зависит жизнь и благополучие людей, уходит с федерального уровня на региональный. Например, любая медицинская помощь, образование детей, оказание социальной защиты значительной части льготников (тем же ветеранам труда), размер заработной платы бюджетникам и многое другое отдается на «откуп» субъектам Федерации. В последние месяцы активно обсуждалась лишь проблема замены льгот денежными выплатами, а между тем новый закон вносит изменения в 155 законодательных актов и 41 закон признается утратившим силу!

Впрочем, какой он новый-то? 95-й закон был принят более года назад. Содержит он предложения о внесении изменений и дополнений в законы, принятые вообще пять лет назад. И невольно чешешь в затылке: почему же так долго молчали?

Все «сработано» в традиционной российской манере: без меня меня женили. Что, не нравится невеста? Но менять уже, простите, не осталось времени...

Подарок от правительства

Поскольку закон этот называется длинно и скучно, его и именуют по номеру, а иногда называют «Законом Козака» — по имени нашего земляка Дмитрия Козака, являющегося одним из авторов 95-го закона. Но все же давайте приведем полное название документа, которое звучит так: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Вот видите: речь идет ни много ни мало о реформировании государственной власти! Говорят, высокой целью 95-го закона как раз и было стремление заставить власти на местах в конце концов работать. А еще собирались четко разграничить и сбалансировать доходные и расходные части бюджетов, чтобы те же региональные начальники не могли уже свое бездарное «ничегонеделанье» объяснять тем, что «нет у нас денег».

Но... Когда запросили у регионов данные по тем же льготникам, выясняя, кто, сколько и на какую помощь тратил средств, оказалось, что никто ничего толком никогда и не считал. По тем данным, что в итоге собрали, получалось, что, например, на льготное обеспечение россиян лекарствами тратилось от 2 до 95 рублей в месяц! На санаторно-курортное лечение — 18 — 30 рублей на человека в год! А на проезд в общественном и железнодорожном транспорте — всего-то 40 рублей!

В итоге доброе наше правительство, видимо, и решило: если по этим, с позволения сказать, расчетам федеральный бюджет тратил 21 миллиард рублей в год, а регионы — 27 миллиардов, то те 170 миллиардов, которые будут направлены на денежные компенсации льготникам, люди воспримут просто как подарок! Ведь на то же лекарственное обеспечение 11 миллионов льготников будет выделено 50 миллиардов рублей — 40% всего розничного оборота аптечной сети.

На встрече с медицинской общественностью министр Михаил Зурабов бодро заявил:

— Таких внушительных сумм никто и никогда не выделял на эти цели!

Возможно, и так, только вот вопрос: кому это счастье привалит? Если, как упоминалось выше, в регионах и в разных ведомствах нет точных данных ни по льготным категориям людей, живущих у них, ни по набору тех льгот, которые они получали. Впрочем, навряд ли чиновников это волнует, для них главное — деньги получить. А уж поделить их — разве дело хитрое?

— Как предполагаете перестраивать систему льготного обеспечения лекарствами петербуржцев? — спросили одного из руководителей профильной службы. И он честно ответил:

— Не знаю пока. Закона нового еще не читал.

Да и зачем ему, собственно?

Согласие на плен?

Те, кто правит, и те, кем они «рулят», давно уже пребывают в неких параллельных пространствах. В социальной сфере это особенно очевидно. Ситуация с 95-м законом, когда чиновники росчерком пера решили судьбы миллионов людей, занося при этом в бюджеты миллионы рублей опять же с потолка, — очередной тому пример.

Посмотрите, о чем пишут люди в редакцию? Пенсионеры плачут, что их 105-ю поликлинику закрывают, а та, куда их «перекрепляют», расположена за речкой. Мост же через нее ветхий, и, чтобы попасть на другой берег реки, придется далеконько идти пешком, что старым и нездоровым делать нелегко, памятуя, как рано надо успевать в очередь за «номерком».

— Подумали ли об этом организаторы здравоохранения? — спрашивает автор письма.

Ну, родные, вы не перестаете удивлять: у организаторов на уме концепции, программы, парадигмы и курсы на переход к тому-то и сему-то, а вы про какой-то там мосток бубните! Надо будет попасть в поликлинику — добредете! И не мешайте «начальникам» формулировать свои глубокие мысли. У них зарплата раз в 50 выше самой высокой вашей пенсии, поэтому и уровень их «озабоченности» несравнимо выше: например, не первый месяц ломают они головушки над перераспределением потоков больных от стационаров как раз в сторону тех самых поликлиник, куда люди за помощью обращаются все реже и реже.

Все последние годы каждый новый руководитель городского комитета по здравоохранению считал своим долгом принять очередную концепцию развития здравоохранения — что и как потом разовьется, уже не очень важно: начальники в наше время меняются быстро. Они это знают и стараются не тратить свое драгоценное (в прямом смысле слова) время на какие-то там пенсионерские всхлипы. Перестройка всего, что не до конца пока развалено, — вот это цель! Правда, Россия уже скатилась на 130-е место по уровню медицинского обслуживания среди стран, входящих во Всемирную организацию здравоохранения, но всего там 191 страна — пространство для «движения» еще осталось.

Наша читательница Нинель Сергеевна К. попала в Покровскую больницу с не очень серьезным, к счастью, диагнозом «острый гайморит». В приемном покое ей сказали то, что говорят сегодня практически во всех приемных покоях всех больниц самим пациентам или их родственникам (если пациенты доставлены без сознания): денег у больницы нет, едва, мол, сводим концы с концами, так что за лекарства придется заплатить самим.

Сто раз говорено и писано: не верьте и не платите — по крайней мере свяжитесь сначала со своей страховой компанией! Так нет — верят и платят, подписывая самые бредовые опусы, рождающиеся в недрах наших стационаров, давно превратившихся в фабрики по выкачиванию денег из пациентов. И Нинель Сергеевна подписала, что «с расчетом ознакомлена и согласна». А «расчет» представлял собой некий «Курс лечения № 2 (сверх программы ОМС)» на 573 рубля. Что в этот «курс» входит, почему он числится под номером «2», чем так уж особен гайморит нашей читательницы — тайна, покрытая печатью отдела платных услуг.

Пролежала наша героиня в больнице всего два дня, в течение которых ей сделали прокол, укол антибиотика и аскорбиновой кислоты. Страховая компания «Медлюкс» заплатила за ее лечение (по тарифу ОМС) более двух с половиной тысяч рублей и, по просьбе Нинель Сергеевны, выяснила, что ничего «сверх программы ОМС» ей не делали и деньги должны вернуть.

Нет, делали! — утверждает сейчас больница. Например, биохимический анализ крови. А это не входит в тариф по отоларингологии, и потому пациентка оплатила данные манипуляции сама. Но, право, при чем тут гайморит? Не важно! Раз клиент «попал» в стационар, почему бы не взять у него немножко крови? А потом везде утверждать, что «имеется добровольное письменное согласие пациента на оплату». На бланке больницы, где и запечатлен ответ главного врача Покровской г-на Хурцилавы, стоит эпиграф «Здоровье — это Ваша СВОБОДА». Почему-то последнее слово изображено прописными буквами — может, с намеком на то, что лучше в плен к врачам все же не попадать?

Кстати, высокооплачиваемый чиновник комитета по здравоохранению поручил провести служебное расследование по письму Нинель Сергеевны... главному врачу Покровской больницы. Вот вам и «разграничение полномочий».

Так вот и живем!

Член Совета Федерации от Петербурга Виталий Мутко очень надеется на то, что наш город сумеет «выдюжить» вступление в силу 95-го закона, хотя считает, что «нельзя было так с людьми поступать», имея в виду то, как дружно чиновники хранили молчание о грядущих в стране переменах до самых последних дней. И заговорили уже тогда, когда многое просто невозможно изменить. Федеральные чиновники молчали, поскольку, по мнению нашего сенатора, давно привыкли все решать за людей, а местные просто «лето красное пропели».

— Мне, — рассказывал Виталий Леонтьевич при встрече, — в городском комитете по соцзащите о том, что 95-й закон сырой и в нем много неточностей, сказали уже после того, как 5 августа был принят закон о внесении в него изменений. А чего ж раньше-то молчали? Я от Питера внес 30 поправок — и ни одной от комитета по социальной защите!

Закон о разграничении полномочий разных ветвей власти уже давно был необходим. Рано или поздно государство должно выстроить единую модель управления, некие общие правила игры и четко определить, кто и за что конкретно несет ответственность. Несомненно, обсуждать этот 95-й закон надо было начинать раньше и вовсе не со льгот, а как раз с конкретизации и обсчета тех самых 40 полномочий, которые передаются с 1 января с федерального уровня на местный.

С Виталием Леонтьевичем трудно не согласиться. Вспомнилось его интервью нашей газете десять лет назад, которое Мутко давал будучи на посту вице-мэра по социальной политике. Времена были не сладкие: талоны на продукты, невыплаты зарплат и пенсий. Однажды вице-мэра взяли даже в заложники пенсионеры в одной из сберкасс!

— Но тогда еще все невзгоды, — едва ли не с ностальгией вспоминает сенатор, — компенсировала безграничная вера людей в добрые намерения реформаторов страны. А сегодня уже все прекрасно видят, как работает государственная машина.

— Как?

— Да никак! Посмотрите на те же льготы. По сути, денежными выплатами предложено заменить то, чего, по большому счету, никогда и не было! Во-первых, никогда льготы не обеспечивались бюджетными ресурсами. Во-вторых, в условиях рынка государство могло лишь на словах гарантировать, например, льготу по оплате телефона, которую предоставляли давно НЕ государственные телефонные станции. И, повышая свои тарифы, они как раз и восполняли недостающие средства.

Кстати, замена льгот денежными выплатами — самая отработанная часть 95-го закона. Не забывайте, что речь идет о внесении изменений в 155 законодательных актов!

Да мы-то не забываем... Но дальше что? Например, работники бюджетной сферы, возможно, уже и знают, что с 1 января отменяется единая по стране тарифная сетка оплаты их труда — каждый субъект Федерации будет теперь размер заработной платы своих врачей и учителей определять сам. Богатые регионы могут по этому поводу не переживать. Но сколько их в России — богатых-то? И наш город, скорее, относится к категории «дорогих», нежели «богатых».

А еще с 1 января из федеральных полномочий, вполне возможно, будет исключено обеспечение экономических, социальных и правовых условий для предупреждения распространения эпидемий туберкулеза и ВИЧ-инфекции. Что это будет означать конкретно — никто пока не понимает, только в ужасе округляют глаза. Хотя бы оттого, что обеспечение этих больных бесплатными лекарствами заменяется на... льготное. Словом, с рецептами на «отоваривание» с января по аптекам вместе с онкологическими больными и диабетиками начнут бегать и больные туберкулезом.

— Никто сегодня не говорит, что все, что сделано, — правильно и незыблемо, — успокаивает Виталий Мутко. — По ходу дела многое будет уточняться. Созданы для стабилизации переходного периода шесть специальных фондов поддержки. Будем надеяться, что страна начнет движение к созданию нормативов бюджетной обеспеченности и социальных стандартов. Недаром же в Бюджетном кодексе впервые появилось понятие банкротства субъекта Федерации.

Будем надеяться — больше нам все равно ничего не предлагают. Так вот и живем...

Кстати, такими же были последние слова вице-мэра Мутко в интервью, данном им десять лет назад.

Ольга Островская

Пациент может сам выбрать участкового врача  »
Юридические статьи »
Читайте также