Леонид Рейман, Министр РФ по связи и информатизации: Мы поддержим людей с улицы

Мировой телекоммуникационный рынок уже несколько лет находится в кризисе, а российская отрасль связи растет на 40% в год. При этом сохраняется "цифровое неравенство" между крупными городами и сельской местностью - в стране до сих пор несколько десятков тысяч нетелефонизированных поселений. О том, как преодолеть это неравенство, что будет с российской почтой, каково реальное качество сотовой связи, министр по связи и информатизации Леонид Рейман рассказал обозревателю "Известий".

- В общественном сознании четко закреплено, что мы отстаем на несколько лет от развитых стран. Сейчас международные телекоммуникационные компании переживают трудные времена. Может быть, и мы вскоре войдем в полосу такого кризиса?

- В России кризиса скорее всего не будет. Можно проанализировать причины кризиса на Западе. Это и ошибки, связанные с продажей лицензий на мобильную связь третьего поколения, это и скандалы с аудиторами, это и "перегретость" рынка интернет-технологий. Пока к счастью или к несчастью, но российский рынок не находится на таком уровне развития, чтобы возникли такие кризисные явления.

- Новые технологии появляются настолько быстро, что старые инвестиции не успевают окупиться. Может ли произойти кризис вследствие такой "противоречивой" сути высоких технологий?

- Вряд ли, поскольку в мире такие процессы не наблюдаются. На либерализованных рынках существуют механизмы, которые позволяют нейтрализовывать такие неравномерности - новая технология часто поначалу очень рентабельна, затем идет спад вплоть до убыточности. К таким механизмам можно отнести механизм "универсального обслуживания", который используется во всех странах мира и "поддерживает" экономически непривлекательные территории, при этом уменьшая инвестиционные риски операторов. ("Универсальное обслуживание" - набор услуг связи, гарантированный любому гражданину. Для этого предлагается создать специальный резерв, куда все операторы должны отчислять часть своих доходов. Из этого резерва будут компенсироваться убытки операторам, оказывающим универсальные услуги. - "Известия"). Я надеюсь, что с принятием Госдумой изменений и дополнений к закону "О связи" мы этот механизм внедрим, и тогда риск кризиса будет минимизирован.

- "Универсальное обслуживание" - одна из самых обсуждаемых на рынке тем. Вы сказали о введении этого механизма, как о чем-то уже решенном. Но при прохождении закона "О связи" через Думу возникли проблемы, связанные именно с "универсальным обслуживанием". В чем причина этого противостояния?

- Особого противостояния нет. Есть разные депутаты с разными мнениями. Этот механизм для нашего рынка - вещь новая, хотя он во многих странах есть. Но у нас пока взгляды на этот механизм разные. Прежде всего этот механизм направлен на развитие связи на селе, в труднодоступных регионах, где дорого создавать инфраструктуру. Идея состоит в том, чтобы привлечь к этому коммерческих операторов. Оппоненты говорят: "Зачем создавать специальные механизмы? Нужно подождать, когда население сможет заплатить за установку телефона". Наверное, эта теория имеет право на существование. Но опыт показывает, что в этом случае сроки просто несоизмеримы. Механизм "универсального обслуживания" позволяет решить проблему за 2-3 года.

- Ваша аргументация понятна. Но можно понять и коммерческих операторов - почему московская сотовая компания должна платить за развитие связи где-нибудь за Полярным кругом? Теоретически, конечно, на эти компании можно надавить.

- Я вообще не сторонник давления. Во-первых, цифры о развитии инфраструктуры в регионах, например в Московской области, говорят о том, что компания, достигнув определенного уровня, понимает, что нужно думать не только о сверхприбыльных проектах, а создавать сплошную инфраструктуру. Во-вторых, когда вы говорите о том, что кто-то должен платить, не нужно забывать, что этот процесс "обоюдоострый". Можно платить, но с другой стороны - получать. Множество компаний, в том числе и крупных сотовых, развивает инфраструктуру, несет убытки и компенсации не получает. Но если будет работать механизм "универсальной услуги", то они смогут получать компенсацию за инфраструктуру, эксплуатируемую с убытком. Если посмотреть на ситуацию не фрагментарно, а комплексно, то получится - механизм выгоден многим.

- Недавно думская рабочая группа по рассмотрению поправок в закон "О связи" просто вычеркнула главу об "универсальном обслуживании". Каков ваш прогноз, что дальше будет с законом?

- В ближайшее время мы продолжим работу с думским комитетом по энергетике, транспорту и связи, который занимается законом. Комитет сформирует текст закона, который будет выноситься на второе чтение. В результате работы с комитетом мы и получим позицию группы депутатов, которые отвечают за этот закон, в отношении всех его составных частей и глав.

- На начальном обсуждении закона много споров вызывала повременная оплата телефонных разговоров, однако затем "универсальное обслуживание" отвлекло внимание. Вас устраивает то, что записано теперь в законе о способах оплаты?

- Эти формулировки мы специально отрабатывали с депутатами.

- То есть у абонента будет право выбора между абонентской платой и повременкой. Не создаст ли это проблем для компаний электросвязи, которые пока еще контролируются государством?

- Любая компания должна иметь возможность выбора выгодных форм взаимодействия со своими клиентами. Например, сотовые компании предоставляют различные тарифные планы - как фиксированную плату, так и повременную. В конечном счете мы стремимся к тому, чтобы такое же количество форм и способов оплаты присутствовало и на этом сегменте рынка.

- Пока никто не знает, как закон изменится ко второму чтению. К тому же поправки бывают разные. Если их высказывает президент, то они приобретают больший вес. Мнение президента, озвученное в начале года, осложнило процесс работы в Госдуме над законом?

- В соответствии с регламентом президент высказывается по всем законам, которые рассматриваются в Думе. И закон "О связи" не является исключением. Естественно, для нас мнение президента - руководство к действию. Замечания, высказанные президентом, в тексте закона сейчас учтены.

- У реформирования отрасли связи есть и обратная сторона. За громом победных реляций как всегда скрываются живые люди. Госкомпании входят в рынок - в результате люди могут оказаться на улице. Возможен ли здесь социальный взрыв?

- Отрасль уже давно работает по рыночным законам, конкуренция очень высока. Поэтому компании, входящие в холдинг "Связьинвест", оказались в трудном положении. Нужно, чтобы эти компании жили и работали по законам рынка. На это направлен и новый вариант закона "О связи". Если компании будут в равных условиях, то и люди будут в равных условиях - с точки зрения оплаты и условий труда. Что касается возможных сокращений, то компании, конечно, стремятся к увеличении эффективности. Но появляются новые услуги, и для их внедрения нужны люди. Я не думаю, что здесь будет социальный взрыв, кроме того мы тесно взаимодействуем с профсоюзами.

- Есть еще одна отрасль в вашем ведении, в которой реформа, на мой взгляд, еще практически не начиналась. Как будет происходить реформа российской почты? Когда она будет так же либерализована, как, например, связь?

- Такой либерализации на рынке почтовых услуг еще долго не будет. Но и в других странах не так много положительных примеров либерализации. Реформа почты началась существенно позже, чем реформа электросвязи. Но она все же идет вперед. Правительство одобрило концепцию реформы, формируется единое госпредприятие "Почта России", растет заработная плата работников.

- Но откуда взять деньги на все это?

- Основным источником будет платный почтовый обмен. Он активно развивается. В денежном выражении доходы почты растут. Почта должна стать центром, где люди смогут получить весь комплекс услуг. Послать, получить деньги, оплатить товары, войти в Интернет. Все это станет способом получения средств на развитие почты.

- Один из хороших способов привлечения средств - акционирование и продажа части структуры инвестору.

- Вопрос акционирования почты встанет когда-нибудь. Однако это вопрос очень дальней перспективы.

- Сейчас активно обсуждается возможность вступления России в ВТО. Готова ли отрасль к этому?

- С точки зрения тех механизмов регулирования, которые в ней действуют, отрасль уже к этому готова. Но российская связь не очень готова к вступлению в ВТО с точки зрения своих масштабов. Даже самые крупные российские компании в разы меньше международных корпораций. К тому же некоторые сегменты рынка - это прежде всего дальняя связь - не полностью перешли на рыночные механизмы регулирования, и требуется еще некоторое время на внедрение этих механизмов. Тогда никаких противопоказаний не будет. В наших принципах вступления в ВТО написано об ограничении конкуренции в секторе дальней связи на пятилетний период.

- Об этих пяти годах говорят уже давно. Когда они начнутся?

- Этот период напрямую не связан со вступлением в ВТО, и начался он в конце 2000 года. Через два года мы, я думаю, будем готовы это ограничение снять.

- Последнее время качество сотовой связи стало очень популярной темой. Сотовые операторы оправдываются и говорят, что количество отказов их сетей находится в пределах нормы. Люди на улицах говорят обратное. Где истина?

- Мы скорее поддержим людей на улицах и скажем, что сотовые компании не всегда попадают в установленные качественные показатели.

- Можно оценить - насколько они "не попадают"?

- Мы анализируем качество связи сотовых операторов давно и предоставляем результаты исследований им самим, требуя от них повышения качества связи. Поскольку эти компании котируются на фондовом рынке, мы в первую очередь все это делаем во взаимодействии с ними самими, и они принимают меры. В то же время по целому ряду территорий, в том числе и в Москве, качество связи порой не соответствует критериям, предъявляемым к сотовым сетям. Но Москва является очень "тяжелой" территорией, поскольку имеет самую большую сеть и по объему, и по количеству пользователей. Поэтому, хотя операторам и непросто навести здесь порядок, мы требуем от них обеспечения необходимого качества.

- Можно ли ожидать каких-либо санкций от Минсвязи?

- Отклонения не настолько велики, чтобы применять жесткие санкции.

Александр Латкин

Групповая работа Сенаторы изменили свое мнение о законе "О связи"  »
Юридические статьи »
Читайте также