Черный ящик на просвет Ведомства боятся показать себя обществу

Чиновники Белого дома пошли против природы бюрократии. На вчерашнем совещании в аппарате правительства был согласован проект постановления, способного на порядок повысить открытость федеральных органов исполнительной власти. Но ведомства явно не желают рассказывать обществу о себе.

Сейчас у граждан есть доступ лишь к официальным публикациям нормативных актов в "Российской газете" и нормативно-правовой базе Минюста. "Российская власть традиционно остается черным ящиком, - говорит первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон. - Министерство сообщает о себе лишь то, что считает нужным, а не то, что требуют гражданское общество и бизнес". В декабре 2001 г. под нажимом премьер-министра они завели в Интернете сайты, на которых нерегулярно вывешивают кое-какую информацию. А попытки правительства подготовить законопроект о доступе граждан к всеобъемлющим сведениям натолкнулись, как говорят в Белом доме, на "свирепое сопротивление".

Чтобы не терять время, Минэкономразвития стало готовить постановление правительства и перечень 51 вида деятельности федеральных органов исполнительной власти, подлежащего раскрытию. "Это первый робкий шаг ", - говорит один из разработчиков, первый замминистра экономразвития Михаил Дмитриев. Ко вчерашнему заседанию, которое проводил замруководителя аппарата правительства Алексей Волин, восемь ведомств представили 31 замечание. ФАПСИ, например, предложило вовсе вычеркнуть его из списка, поскольку его деятельностью руководит президент. И все ведомства требовали добавить финансирование "на прозрачность". "Без финансовых вливаний и кадрового укрепления не все ведомства технически осилят за считанные месяцы такую работу, - говорит замминистра юстиции Евгений Забарчук. - Мы-то готовы, хотя одних нормативно-правовых актов у нас четыре тома".

Очень энергично протестовали ведомства против обязательной публикации состава конкурсных комиссий по закупкам товаров и услуг для госнужд. "Мы опасаемся эксцессов и давления на тех, кто проводит тендер", - делится сомнениями первый замминистра связи Андрей Коротков. Впрочем, он замечает, что после совещания снял возражения: "Кому надо , узнают состав комиссии и без сайта". Отвергнуто также возражение ведомств против обнародования перечней финансово-хозяйственных договоров, заключаемых ими с различными организациями. "Четкой мотивации не было", - объясняет руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков.

Не в восторге ведомства от необходимости представлять обществу законопроекты, находящиеся в черновой стадии. "Некомпетентное вмешательство может исказить документ", - говорит чиновник одного из министерств. "Сверхсекретность, отсутствие обратной связи с обществом не раз приводило к грубейшим ошибкам законотворческой деятельности министерств", - полемизирует с ним Якобсон. Непрозрачность - главная предпосылка коррупции и неэффективности российской бюрократии. Косвенные издержки от нее фонд "Общественное мнение" оценивает примерно в 10% ВВП, т. е. около 1,3 трлн руб. "С таким, как сейчас, государством мы достигли потолка экономического развития", - полагает Дмитриев.

Волин говорит, что вместе с текстом постановления и обязательным перечнем информации в ближайшие недели поручением премьера будет утвержден перечень рекомендаций: порядок, сроки и объемы размещаемых сведений, частота их обновлений. Волин признает оттенок волюнтаризма аппарата правительства в отношении ведомств: "Это должно быть на уровне выработки условных рефлексов".

Если в феврале на заседании правительства эти документы будут утверждены, с мая ведомства начнут "рассекречивание". Однако Дмитриев не испытывает особых иллюзий. На совещании у Волина не было первых лиц. "Нельзя исключить, - говорит Дмитриев, - что на заседании правительства министры возобновят дискуссию и поставят под вопрос существенные положения постановлений и перечня".

Александр Беккер

Боязнь прозрачности  »
Юридические статьи »
Читайте также