Таможня "изобретает" подпись

Государственный таможенный комитет начал в Москве эксперимент по внедрению электронной цифровой подписи. В Петербурге декларирование с использованием такой подписи уже было внедрено и прекращено 2 года назад.

Участники внешнеэкономической деятельности считают, что петербургский "электронный Верещагин" (именно так прозвали систему таможенники) уже доказал свою эффективность. Московский же эксперимент "закрыт" для сторонних участников.

Как уверены таможенные брокеры, собственной программы по электронному декларированию в ГТК нет. Следовательно, были привлечены сторонние разработчики. Однако разработчик петербургской модели хотя бы известен. Московской -- засекречен.

Как сообщил "ДП" один из сотрудников ГТК, для этого привлекалась петербургская фирма. Какие средства и из каких источников ушли на разработку и внедрение заказа, ГТК не разглашает.

Пока неясно, как и когда "московская" цифровая подпись заработает на Северо-Западе России.

Как сообщили корреспонденту "ДП" в пресс-службе СЗТУ, специалисты управления следят за столичным экспериментом. О повсеместном внедрении речи пока не идет -- слишком много проблем технического характера.

Московский эксперимент

25 ноября 2002 система электронного декларирования с использованием электронной цифровой подписи была введена на таможенном посту "Каширский" Московской южной таможни Центрального таможенного управления.

Первой электронным способом была задекларирована партия товара (упаковочный материал для пищевых продуктов) шведской компании Tetra Pak, которая осуществляет крупные инвестиционные проекты в России. Процесс оформления занял всего 20 минут.

Как сообщает пресс-служба ГТК, путь к комплексному освоению в таможенной службе информационных технологий открыл Закон об электронной цифровой подписи, который был принят в начале 2002 года. Электронное декларирование является важным элементом федеральной целевой программы "Электронная Россия".

В ГТК уверены, что ускорение и упрощение таможенных процедур при использовании электронной цифровой подписи даст им возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы.

Главное преимущество электронного декларирования -- безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать накладные расходы. С помощью электронного декларирования импортер непосредственно не общается с таможенным инспектором. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет таможенную декларацию, снабжает ее электронно-цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение.

Петербургский опыт

Петербург -- первый субъект Федерации, где уже проходит на таможнях апробацию комплексная система, позволяющая, в частности, заниматься передачей и получением подобных электронных грузовых деклараций.

Пионером среди российских таможен в разработке систем для передачи электронных данных стало СЗТУ.

По его заказу ЗАО "ЭКСИ-Банк" разработало комплексную систему автоматизации таможенной деятельности "АИСТ РТ-21". Как считают участники ВЭД, система вполне успешно работала на пяти таможнях Северо-Западного региона: Балтийской, Выборгской, Пулковской, Санкт-Петербургской и Северо-Западной акцизной.

Однако в 2000 году эксперимент был прекращен без объяснения причин.

По мнению таможенных брокеров, проект закрыли, вероятно, из-за того что его разработчики "не сошлись в финансовых вопросах". В ЗАО "ЭКСИ-Банк" не стали комментировать причины ликвидации "электронного Верещагина", сообщив, что о новом эксперименте ГТК им ничего не известно.

Эксклюзивный список

По словам брокеров, московский эксперимент отличичается от петербургского "закрытостью".

Основные претензии брокеров к московскому эксперименту заключаются в том, что ГТК не дает информации, допуск сторонних участников к проекту под вопросом, нет открытых форматов. "Это эксклюзивная технология для некоторых", -- уверены некоторые из таможенных брокеров. ГТК не отрицает, что к проекту будут допущены избранные. Как сообщает пресс-служба ГТК, на первом этапе развития этой системы к электронному декларированию будут допущены лишь те участники ВЭД, которые обладают определенными программными и аппаратными средствами. Кроме того, они должны быть законопослушными импортерами с "чистой" таможенной "историей", строго соблюдать таможенное и налоговое законодательства.

Комментарий

Начальник таможенного поста "Каширский" Московской южной таможни Центрального таможенного управления Валерий Селезнев:

"Все запланированные работы еще не выполняются в полном объеме, и говорить об итогах, пусть и предварительных, можно будет только спустя определенное время. Тем не менее использование электронной цифровой подписи даст возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы. Оформление груза можно реально сократить до 30 минут. Стоимость внедрения такой системы -- коммерческая тайна". (В.Л.)

Мнения

Владимир Волошин, генеральный директор ЗАО "Фиро" (деревообработка и экспорт древесины):

"На мой взгляд, все эти разговоры останутся пустыми разговорами, мы их слышим уже 10 лет. Экспортные грузы оформляются еще попроще, а импортные -- неимоверно долго, несмотря на то что мы ввозим не ширпотреб, а запчасти для техники. Система настолько сложна, что отсутствие или наличие электронной подписи ничего не решает. Действительно, на Западе электронный документооборот широко используется при таможенном оформлении. Но там, вообще ни в одной стране, нет такой таможенной системы, как у нас. Допустим, вам нужно в день отправить 10 машин с березовым балансом. Однотипный груз через один таможенный пост. На каждую отправку вам придется нести весь пакет документов, да еще по две копии -- вот такую пачку бумаги. А от новых компьютерных программ одни проблемы. Вводят их на таможне внезапно, без предупреждения. Приходишь, а тебе такой сюрприз: все нужно оформлять по-новому".

Сергей Блохин, начальник отдела сбыта ОАО "Красный Выборжец":

"Если электронная подпись начнет применяться, то это будет прямой противоположностью всей нынешней политике ГТК. Сейчас, наоборот, бумажные ГТД, счета-инвойсы даже должны быть заверены нотариально. Конечно, электронная подпись -- это хорошо; но наверняка, как и все новое, она будет внедряться очень долго. К тому же у бумажного документооборота есть ряд специфических преимуществ.

Например, если "бумажки" можно как-то откорректировать прямо на месте, в таможне, то для исправления электронных документов придется ехать обратно на завод. И еще один момент -- бумажные документы предполагают работу с конкретным брокером, конкретным сотрудником таможни, а электронные могут попадать неизвестно кому".

Алексей Кедрин, руководитель пресс-службы ОАО "Пивоваренная компания "Балтика":

"Если ГТК будет внедрять на таможне методы, которые смогут ускорить прохождение грузов, то компания непременно будет пользоваться нововведениями". (К.Ф.)

Валерий Рубцов

Незаконная правда  »
Юридические статьи »
Читайте также