Дмитрий Мезенцев: "Для полного счастья СМИ нужен один закон"

Грядущей осенью Комиссия по информационной политике Совета Федерации приступит к разработке законопроекта о средствах массовой информации. О целях и задачах нового закона "ДП" поведал председатель Комиссии по информационной политике Совета Федерации Дмитрий Мезенцев.

– Существует несколько проектов Закона о СМИ. Почему возникла необходимость появления нового закона – прежний, принятый в начале 1990-х годов, зарекомендовал себя вполне нормально. Что не устраивает законодателей в этом документе?

– Действительно, существует несколько вариантов законопроекта о средствах массовой информации, в том числе и проект, внесенный депутатами Госдумы Ириной Хакамадой и Борисом Резником. Хотел бы подчеркнуть, что необходимость нового закона осознана в первую очередь в медийном сообществе. Нынешний закон о СМИ по духу по-прежнему современен и необходим, но по букве – устарел. Предполагается, что законопроект будет обсуждаться нынешней осенью.

Положение дел на рынке СМИ принципиально иное, чем в начале 1990-х; да, если говорить серьезно, 10 лет назад рынка СМИ практически не было. Это был этап перехода – от системы партийно регламентированной печати к "вольноопределяющейся". За прошедшее время проявились принципиально новые взаимоотношения в медиа-сфере, оформился рекламный сектор "медийной" экономики, бурно развиваются и стали заметными и влиятельными Internet-издания, стали понятными социальные роли – издателя, учредителя, даже владельца логотипа, главного редактора и др.

В существующем законе все эти моменты прописаны не вполне внятно. Наша комиссия активно работает над проектом, который находится в центре внимания законодателей. Работы по совершенствованию законодательной базы в этой области много, поэтому Комиссия по информационной политике Совета Федерации увеличилась до 27 сенаторов. Сейчас это одна из самых многочисленных комиссий в верхней палате парламента. Это лишнее подтверждение тому, что проблемам СМИ придается большое значение. Новый законопроект должен стать рамочным документом, внутри которого рынок будет сам себя регулировать. Поэтому разработчикам необходимо учесть процессы, которые будут характерны для российских СМИ в ближайшие годы.

– Как будут учитываться предложения, вносимые различными разработчиками законопроектов?

– Законодатели учтут все озвученные мнения. Нужно принять во внимание точки зрения региональных и столичных СМИ, государства, а также субъектов медийного рынка, которые работают, но толком и не учтены в законодательстве. У всех участников рынка должны быть равные условия деятельности и равные права. И, конечно, без внимательного анализа зарубежного опыта – Германии, Франции, Скандинавских стран – такая работа не будет считаться корректно организованной. Планируется создать экспертную группу, которая оценит все существующие проекты и разработает итоговый документ. Эта группа и будет сформирована с целью более глубокого изучения возникших проблем, так как многие эксперты нашли немало шероховатостей и неточностей в недавно принятом Госдумой Законе о внесении изменений и дополнений в Закон о СМИ. Так, ряд экспертов скептически относится к бесконечным поправкам в уже существующий закон.

– Совет Федерации ведь отклонил этот закон?

– Отклонил. И здесь нас поддержали профессионалы. У экспертов вызывает озабоченность попытка ввести дополнительные требования и запреты на использование в независимых СМИ фирменных наименований и наименований объектов интеллектуальной собственности, международных организаций, органов власти, политических партий. Ведь вследствие запретительного характера нововведений у чиновников появляются новые каналы давления на СМИ. Таким образом, надо еще раз взвесить все "за" и "против".

– Сколько правовых документов нужно утвердить, чтобы отрегулировать рынок средств массовой информации?

– Если в шутку, то можно перефразировать вопрос, который задал предприимчивый герой одного талантливейшего произведения: "Сколько законов Вам нужно для полного счастья?"

Если всерьез, полагаю, должен быть один базовый закон, несколько дополнительных, а также постановления профильных министерств и комитетов. При этом необходимо максимально сократить количество документов, регулирующих этот рынок. Законодательство должно быть предельно понятным, позволяющим избегать различных "крючков", на которые могут попасться и журналисты, и потребители информации – в целях дальнейшего устойчивого развития СМИ.

Екатерина Фомичева

По решению суда закрывается газета "Русские ведомости"  »
Юридические статьи »
Читайте также