ОАО "МПС"

Заказать дорогостоящий аудит у одной из компаний "пятерки" могут позволить себе далеко не все российские компании. Они делают это только в случае необходимости серьезного выхода на западные рынки капитала.

Министерство путей сообщения (МПС) является частью правительства России и выйти на рынки капитала сепаратно от правительства не может. Тем не менее МПС прибегло к услугам аудитора Arthur Andersen. Результат - удивительный документ под названием консолидированная финансовая отчетность МПС по международным стандартам.

С одной стороны, появление аудированной отчетности МПС не может не радовать. Каждое министерство должно отчитываться о своей финансовой деятельности, и этот процесс должен быть максимально прозрачным. С стороны, мировая практика свидетельствует, что аудитом госструктур, как правило, занимаются специальные институты власти вроде нашей Счетной палаты.

Возможно, руководители МПС сомневаются в качестве аудита Счетной палаты или в ее независимости. Однако эти сомнения не привели ни к чему хорошему. Аудиторское заключение Andersen поражает: оно занимает вместо обычных нескольких строк четыре страницы, на которых сообщается, что по многим пунктам отчетности аудиторы "не были в состоянии получить достаточную уверенность в достоверности". Аудиторы признали отчетность достоверной "за исключением влияния возможных исправлений, которые могли бы быть в нее внесены".

Из отчета создается впечатление, что МПС является плохо управляемым механизмом, в котором "головной офис" мало понимает, что делается в огромной подчиненной ему железнодорожной империи. Однако это впечатление может появиться, только если мы будем смотреть на МПС как на компанию.

Здесь и кроется основной парадокс. МПС уже давно ведет себя как гигантская корпорация: инвестирует миллиарды долларов, приобретает и продает доли в различных компаниях, платит налог на прибыль, наконец, аудирует свою финансовую деятельность. То есть ведет себя как РАО "ЕЭС России" или "Газпром", но остается при этом министерством, чей руководитель исправно ходит на заседания правительства. Ликвидировать этот нонсенс можно только одним путем: преобразовав, наконец, МПС в акционерное общество. Это не связано с реформой наших железных дорог. Это связано с исправлением абсурдного положения, в котором оказались путейские чиновники, пытающиеся выглядеть менеджерами по международным стандартам.

В Госдуме планируют подготовить пакет законопроектов о реформе МПС ко второму чтению в конце ноября  »
Юридические статьи »
Читайте также