Министерство экономического развития России обозначило цели в отчетности

Министерство экономического развития России разработало Концепцию развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Как считают чиновники, для того чтобы сделать отчетность по МСФО доступной пользователям, необходимо организованное внедрение международных стандартов под контролем регулирующих органов с закреплением в законодательном порядке требований к раскрытию и представлению такой информации.

Для реализации указанной цели необходимо: обязательное внедрение МСФО на общественно значимых предприятиях; облегчение бремени составления предприятиями отчетности, невостребованной пользователями; создание эффективных механизмов регулирования системы учета и отчетности.

Сегодня предприятия ведут учет своей деятельности и составляют отчетность для различных пользователей. Составление различных видов отчетности (финансовой, налоговой, статистической, управленческой) -- это дополнительная нагрузка, которую несут предприятия с целью удовлетворить информационные потребности заинтересованных лиц.

В соответствии с целями составления разных форм отчетности предприятия в том или ином виде ведут учет своих операций. Построение учетной системы обуславливается требованиями, предъявляемыми к отчетности, а также организационной структурой, финансовыми возможностями и приоритетами предприятия. В соответствии с этим задача предприятий -- выстроить свою учетную политику таким образом, чтобы обеспечить своевременное составление качественной финансовой, налоговой и иных видов отчетности.

Инвестиционные решения принимаются на основе финансовой информации. Отчетность предприятий, привлекающих средства на рынке капитала, должна быть понятной пользователю, информативной и достоверной.

Действующие российские стандарты бухгалтерского учета не обеспечивают получение такой отчетности и являются тормозом на пути формирования системы раскрытия финансовой информации, отвечающей современным рыночным стандартам. Это связано с низким качественным уровнем российских стандартов, а также с сохраняющимися существенными отличиями их от Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время у российских предприятий фактически отсутствует полномерная финансовая отчетность, составленная по российским правилам. Одной из основных причин этого является то, что наиболее активным пользователем отчетности, составленной в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), остаются налоговые органы, заинтересованные исключительно в том объеме финансовой информации, который необходим для целей налогообложения. В результате возникает ситуация, когда предприятия при составлении финансовой отчетности главной задачей ставят удовлетворение потребностей налоговых органов в ущерб прозрачности и понятности финансовых операций организации для инвестора. Законодательно закрепленная обязанность всех российских организаций применять российские правила учета для составления бухгалтерской отчетности приводит к тому, что:

- данные отчетности российских организаций несопоставимы с данными отчетности организаций из других стран, в связи с чем создаются значительные препятствия повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий;

- организации, которые наряду с российскими правилами учета применяют МСФО, несут значительные издержки по ведению двух систем учета и аудиту двух комплектов финансовой отчетности.

Опыт многих стран мира, стремящихся к развитию своего национального рынка капитала, показывает, что наиболее конструктивным решением проблемы обеспечения рынка качественной финансовой информацией является переход к применению МСФО. Важнейший принцип МСФО -- обеспечение реальной оценки активов и финансового положения, а также финансовой прозрачности акционерного общества -- направлен именно на нужды инвестора. Кроме того, заложенный при создании Комитета по МСФО принцип международного участия в разработке и принятии стандартов позволяет любой стране мира в той или иной мере влиять на содержание устанавливаемых в МСФО требований.

К настоящему моменту некоторые российские предприятия уже перешли к применению МСФО. В основном это те предприятия, у которых есть либо стратегический иностранный инвестор или кредитор, либо ценные бумаги, обращающиеся на международных рынках капитала. По состоянию на конец 2002 года из 25 крупнейших эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные листы "А" 1-го и 2-го уровня у организаторов торговли, только у трех отсутствовала отчетность по МСФО либо американским стандартам US GAAP. В целом на конец 2002 года из 68 крупнейших эмитентов, имеющих обращаемые на рынке ценные бумаги, 38 составляли отчетность по МСФО, 15 -- по американским стандартам.

В то же время раскрываемость, доступность финансовой отчетности, составленной по МСФО, очень низкая.

Остальные организации либо не публиковали ее вообще, либо публиковали в сильно сокращенном виде, без необходимых пояснений, что сильно сужало возможности пользователей по анализу этой отчетности. При этом большинство из них публикуют отчетность по МСФО только на английском языке.

Такая политика в области раскрытия финансовой отчетности по МСФО может быть непосредственно связана с целями, которые преследуют российские предприятия, применяющие МСФО: привлечение иностранного инвестора путем выхода на международные рынки капитала и получение кредита в зарубежном банке. Поскольку в российском законодательстве отсутствуют требования по раскрытию отчетности, составляемой по МСФО, а в качестве основных пользователей своей международной отчетности российские предприятия видят зарубежных инвесторов, они не стремятся повысить свою привлекательность в глазах российских пользователей финансовой информации и не раскрывают отчетность по МСФО.

Основные принципы развития учета и отчетности

в Российской Федерации

Опыт зарубежных стран, перешедших либо планирующих перейти к применению МСФО, свидетельствует о необходимости концептуального подхода к осуществлению такого перехода, в рамках которого необходимо решить целый ряд вопросов, связанных с:

- охватом организаций, которые должны перейти к применению МСФО;

- соотнесением МСФО и действующих национальных стандартов финансовой отчетности;

- типом финансовой отчетности, которая должна составляться по МСФО (консолидированная и/или индивидуальная).

Основным принципом построения рыночной системы учета и отчетности в Российской Федерации должен быть переход к составлению публичной, т.е. раскрываемой, финансовой отчетности исключительно по Международным стандартам финансовой отчетности. При этом следует отметить, что понятие "финансовая отчетность" не является полным аналогом традиционно применяемого в России понятия "бухгалтерская отчетность": понятие финансовой отчетности существенно шире и, помимо бухгалтерской отчетности, включает также большой массив необходимой пользователю финансовой информации, которая не связана непосредственно с бухгалтерским учетом хозяйственных операций. Представление пользователям различных комплектов финансовой отчетности одной и той же организации, составленных по различным стандартам, приведет к значительному снижению полезности этой отчетности и сопоставимости даже в рамках одной организации. Поэтому организации, составляющие и представляющие консолидированную отчетность по МСФО, должны постепенно перейти к составлению по

МСФО отчетности юридического лица;

Постепенный переход к составлению любой публичной отчетности коммерческих организаций по МСФО предполагает отказ от практики создания национальных стандартов на базе действующих МСФО, т.е. реформирования системы российского составления российской бухгалтерской отчетности, в связи с отсутствием заинтересованного пользователя этой отчетности. В течение ограниченного переходного периода возможно допустить разработку российских положений по бухгалтерскому учету, однако в более длительной перспективе для целей составления финансовой отчетности должны применяться только МСФО;

Иные организации, на которые не распространяется требование обязательного составления отчетности по МСФО, могут составлять ее по желанию, в дополнение к отчетности, составляемой по требованию налоговых органов, органов статистики и иных регулирующих органов;

Переход на МСФО должен осуществляться поэтапно, с учетом возможностей и потребностей участников процесса перехода, начав с составления и представления коммерческими организациями консолидированной отчетности по МСФО и постепенно перейдя к составлению индивидуальной отчетности по МСФО;

Переход на МСФО однотипных организаций (например, операторов финансового рынка -- банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг) следует осуществлять в рамках одного этапа перехода;

При переходе к применению МСФО для целей составления организациями публичной финансовой отчетности особое место принадлежит вопросам контроля за правильностью применения МСФО, а также обеспечения своевременности раскрытия этой отчетности, ее полноты. Контроль за своевременностью предоставления и раскрытия финансовой отчетности по МСФО, а также полнотой ее раскрытия должна осуществлять Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в части банков).

Система учета и финансовой отчетности в Российской Федерации должна развиваться совместно с развитием института аудита, повышением требований к аудиторам, внедрением международных стандартов аудита.

Переход на МСФО должен проходить в условиях высокого профессионального уровня подготавливаемых нормативных правовых документов, а также методических и обучающих материалов по МСФО. В этой связи возрастает роль профессионального сообщества в процессе практической поддержки организаций при переходе на МСФО.

Стоит особенно отметить, что все предлагаемые изменения системы составления отчетности будут касаться только составления финансовой отчетности на периодической основе (например, раз в квартал) и никак не коснутся системы ведения бухгалтерского учета (первичного).

Помимо этого данные учета позволят сформировать единую базу для целей государственной статистики, позволяющую проводить сопоставления между малым, средним и крупным бизнесом.

Возможные сценарии модернизации системы финансовой отчетности

Принимая во внимание текущее состояние системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета в России, а также процессы, происходящие в данной области на международном уровне, возможно несколько вариантов проведения нового этапа реформы финансовой отчетности в России:

- постепенное сближение национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО;

- единовременный переход на МСФО всех организаций;

- внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности компаний, акции которых котируются на организованном фондовом рынке;

- поэтапное внедрение МСФО для консолидированной и индивидуальной отчетности организаций.

Первый вариант является наиболее консервативным и описывает ситуацию при сохранении текущей политики.

Второй вариант предусматривает прямое применение МСФО в качестве национальных стандартов и является наиболее радикальным сценарием, но, тем не менее, предлагается некоторыми экспертами.

При реализации третьего варианта МСФО применяются только для консолидированной отчетности и только для публичных компаний.

Четвертый вариант предусматривает постепенную либерализацию государственного регулирования системы бухгалтерского учета и более глубокое внедрение МСФО на российских предприятиях. Реализация данного варианта требует серьезных усилий со стороны государства и профессионального сообщества, однако является наиболее эффективным сценарием.

В соответствии с изложенными выше принципами развития учета и отчетности четвертый вариант является наиболее предпочтительным с точки зрения перспектив не только ближайшего будущего, но и на более отдаленный период.

Кроме того, данный вариант в наибольшей степени учитывает интересы отдельных участников инвестиционного процесса по избежанию излишних, необоснованных затрат на исполнение вводимых государством новых требований. И, наконец, данный вариант перехода наиболее реалистичен, что предполагает физическое наличие необходимых ресурсов на его реализацию (финансовые и кадровые ресурсы в первую очередь) и приемлемые сроки для создания необходимой правовой базы.

В результате реализации четвертого варианта консолидированную финансовую отчетность по МСФО составляют и представляют:

- коммерческие организации, имеющие публично размещаемые (либо размещенные ранее) и/или публично обращаемые ценные бумаги, т.е. практически все эмитенты ценных бумаг, когда-либо предлагавшие или предлагающие свои ценные бумаги неограниченному кругу лиц, включая:

- финансовые организации (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кроме лиц, осуществляющих дилерскую деятельность как исключительную);

- иные общественно значимые организации (естественные монополии, определенные категории государственных унитарных предприятий);

- все прочие организации (по желанию).

Индивидуальную отчетность (отчетность юридического лица) по МСФО вместо отчетности по российским правилам учета составляют и представляют:

- организации, составляющие консолидированную отчетность по МСФО;

- финансовые организации (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кроме лиц, осуществляющих дилерскую деятельность как исключительную);

- общественно значимые организации (естественные монополии, определенные категории государственных унитарных предприятий);

- все иные коммерческие организации (по желанию).

В ходе реализации данного варианта должна быть сформирована база внедрения МСФО в России, в связи с чем необходимо:

- разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования по составлению и представлению финансовой отчетности в формате МСФО, позволяющие использовать данные отчетности по МСФО для целей

Российский бизнес заживет по западным меркам Утверждена стратегия внедрения международных стандартов финотчетности  »
Юридические статьи »
Читайте также