Министерство экономического развития России обозначило цели в отчетности

Министерство экономического развития России разработало Концепцию развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Как считают чиновники, для того чтобы сделать отчетность по МСФО доступной пользователям, необходимо организованное внедрение международных стандартов под контролем регулирующих органов с закреплением в законодательном порядке требований к раскрытию и представлению такой информации.

Для реализации указанной цели необходимо: обязательное внедрение МСФО на общественно значимых предприятиях; облегчение бремени составления предприятиями отчетности, невостребованной пользователями; создание эффективных механизмов регулирования системы учета и отчетности.

Сегодня предприятия ведут учет своей деятельности и составляют отчетность для различных пользователей. Составление различных видов отчетности (финансовой, налоговой, статистической, управленческой) -- это дополнительная нагрузка, которую несут предприятия с целью удовлетворить информационные потребности заинтересованных лиц.

В соответствии с целями составления разных форм отчетности предприятия в том или ином виде ведут учет своих операций. Построение учетной системы обуславливается требованиями, предъявляемыми к отчетности, а также организационной структурой, финансовыми возможностями и приоритетами предприятия. В соответствии с этим задача предприятий -- выстроить свою учетную политику таким образом, чтобы обеспечить своевременное составление качественной финансовой, налоговой и иных видов отчетности.

Инвестиционные решения принимаются на основе финансовой информации. Отчетность предприятий, привлекающих средства на рынке капитала, должна быть понятной пользователю, информативной и достоверной.

Действующие российские стандарты бухгалтерского учета не обеспечивают получение такой отчетности и являются тормозом на пути формирования системы раскрытия финансовой информации, отвечающей современным рыночным стандартам. Это связано с низким качественным уровнем российских стандартов, а также с сохраняющимися существенными отличиями их от Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время у российских предприятий фактически отсутствует полномерная финансовая отчетность, составленная по российским правилам. Одной из основных причин этого является то, что наиболее активным пользователем отчетности, составленной в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), остаются налоговые органы, заинтересованные исключительно в том объеме финансовой информации, который необходим для целей налогообложения. В результате возникает ситуация, когда предприятия при составлении финансовой отчетности главной задачей ставят удовлетворение потребностей налоговых органов в ущерб прозрачности и понятности финансовых операций организации для инвестора. Законодательно закрепленная обязанность всех российских организаций применять российские правила учета для составления бухгалтерской отчетности приводит к тому, что:

- данные отчетности российских организаций несопоставимы с данными отчетности организаций из других стран, в связи с чем создаются значительные препятствия повышению инвестиционной привлекательности российских предприятий;

- организации, которые наряду с российскими правилами учета применяют МСФО, несут значительные издержки по ведению двух систем учета и аудиту двух комплектов финансовой отчетности.

Опыт многих стран мира, стремящихся к развитию своего национального рынка капитала, показывает, что наиболее конструктивным решением проблемы обеспечения рынка качественной финансовой информацией является переход к применению МСФО. Важнейший принцип МСФО -- обеспечение реальной оценки активов и финансового положения, а также финансовой прозрачности акционерного общества -- направлен именно на нужды инвестора. Кроме того, заложенный при создании Комитета по МСФО принцип международного участия в разработке и принятии стандартов позволяет любой стране мира в той или иной мере влиять на содержание устанавливаемых в МСФО требований.

К настоящему моменту некоторые российские предприятия уже перешли к применению МСФО. В основном это те предприятия, у которых есть либо стратегический иностранный инвестор или кредитор, либо ценные бумаги, обращающиеся на международных рынках капитала. По состоянию на конец 2002 года из 25 крупнейших эмитентов, ценные бумаги которых включены в котировальные листы "А" 1-го и 2-го уровня у организаторов торговли, только у трех отсутствовала отчетность по МСФО либо американским стандартам US GAAP. В целом на конец 2002 года из 68 крупнейших эмитентов, имеющих обращаемые на рынке ценные бумаги, 38 составляли отчетность по МСФО, 15 -- по американским стандартам.

В то же время раскрываемость, доступность финансовой отчетности, составленной по МСФО, очень низкая.

Остальные организации либо не публиковали ее вообще, либо публиковали в сильно сокращенном виде, без необходимых пояснений, что сильно сужало возможности пользователей по анализу этой отчетности. При этом большинство из них публикуют отчетность по МСФО только на английском языке.

Такая политика в области раскрытия финансовой отчетности по МСФО может быть непосредственно связана с целями, которые преследуют российские предприятия, применяющие МСФО: привлечение иностранного инвестора путем выхода на международные рынки капитала и получение кредита в зарубежном банке. Поскольку в российском законодательстве отсутствуют требования по раскрытию отчетности, составляемой по МСФО, а в качестве основных пользователей своей международной отчетности российские предприятия видят зарубежных инвесторов, они не стремятся повысить свою привлекательность в глазах российских пользователей финансовой информации и не раскрывают отчетность по МСФО.

Основные принципы развития учета и отчетности

в Российской Федерации

Опыт зарубежных стран, перешедших либо планирующих перейти к применению МСФО, свидетельствует о необходимости концептуального подхода к осуществлению такого перехода, в рамках которого необходимо решить целый ряд вопросов, связанных с:

- охватом организаций, которые должны перейти к применению МСФО;

- соотнесением МСФО и действующих национальных стандартов финансовой отчетности;

- типом финансовой отчетности, которая должна составляться по МСФО (консолидированная и/или индивидуальная).

Основным принципом построения рыночной системы учета и отчетности в Российской Федерации должен быть переход к составлению публичной, т.е. раскрываемой, финансовой отчетности исключительно по Международным стандартам финансовой отчетности. При этом следует отметить, что понятие "финансовая отчетность" не является полным аналогом традиционно применяемого в России понятия "бухгалтерская отчетность": понятие финансовой отчетности существенно шире и, помимо бухгалтерской отчетности, включает также большой массив необходимой пользователю финансовой информации, которая не связана непосредственно с бухгалтерским учетом хозяйственных операций. Представление пользователям различных комплектов финансовой отчетности одной и той же организации, составленных по различным стандартам, приведет к значительному снижению полезности этой отчетности и сопоставимости даже в рамках одной организации. Поэтому организации, составляющие и представляющие консолидированную отчетность по МСФО, должны постепенно перейти к составлению по

МСФО отчетности юридического лица;

Постепенный переход к составлению любой публичной отчетности коммерческих организаций по МСФО предполагает отказ от практики создания национальных стандартов на базе действующих МСФО, т.е. реформирования системы российского составления российской бухгалтерской отчетности, в связи с отсутствием заинтересованного пользователя этой отчетности. В течение ограниченного переходного периода возможно допустить разработку российских положений по бухгалтерскому учету, однако в более длительной перспективе для целей составления финансовой отчетности должны применяться только МСФО;

Иные организации, на которые не распространяется требование обязательного составления отчетности по МСФО, могут составлять ее по желанию, в дополнение к отчетности, составляемой по требованию налоговых органов, органов статистики и иных регулирующих органов;

Переход на МСФО должен осуществляться поэтапно, с учетом возможностей и потребностей участников процесса перехода, начав с составления и представления коммерческими организациями консолидированной отчетности по МСФО и постепенно перейдя к составлению индивидуальной отчетности по МСФО;

Переход на МСФО однотипных организаций (например, операторов финансового рынка -- банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг) следует осуществлять в рамках одного этапа перехода;

При переходе к применению МСФО для целей составления организациями публичной финансовой отчетности особое место принадлежит вопросам контроля за правильностью применения МСФО, а также обеспечения своевременности раскрытия этой отчетности, ее полноты. Контроль за своевременностью предоставления и раскрытия финансовой отчетности по МСФО, а также полнотой ее раскрытия должна осуществлять Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (в части банков).

Система учета и финансовой отчетности в Российской Федерации должна развиваться совместно с развитием института аудита, повышением требований к аудиторам, внедрением международных стандартов аудита.

Переход на МСФО должен проходить в условиях высокого профессионального уровня подготавливаемых нормативных правовых документов, а также методических и обучающих материалов по МСФО. В этой связи возрастает роль профессионального сообщества в процессе практической поддержки организаций при переходе на МСФО.

Стоит особенно отметить, что все предлагаемые изменения системы составления отчетности будут касаться только составления финансовой отчетности на периодической основе (например, раз в квартал) и никак не коснутся системы ведения бухгалтерского учета (первичного).

Помимо этого данные учета позволят сформировать единую базу для целей государственной статистики, позволяющую проводить сопоставления между малым, средним и крупным бизнесом.

Возможные сценарии модернизации системы финансовой отчетности

Принимая во внимание текущее состояние системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета в России, а также процессы, происходящие в данной области на международном уровне, возможно несколько вариантов проведения нового этапа реформы финансовой отчетности в России:

- постепенное сближение национальных стандартов финансовой отчетности и МСФО;

- единовременный переход на МСФО всех организаций;

- внедрение МСФО только в отношении консолидированной отчетности компаний, акции которых котируются на организованном фондовом рынке;

- поэтапное внедрение МСФО для консолидированной и индивидуальной отчетности организаций.

Первый вариант является наиболее консервативным и описывает ситуацию при сохранении текущей политики.

Второй вариант предусматривает прямое применение МСФО в качестве национальных стандартов и является наиболее радикальным сценарием, но, тем не менее, предлагается некоторыми экспертами.

При реализации третьего варианта МСФО применяются только для консолидированной отчетности и только для публичных компаний.

Четвертый вариант предусматривает постепенную либерализацию государственного регулирования системы бухгалтерского учета и более глубокое внедрение МСФО на российских предприятиях. Реализация данного варианта требует серьезных усилий со стороны государства и профессионального сообщества, однако является наиболее эффективным сценарием.

В соответствии с изложенными выше принципами развития учета и отчетности четвертый вариант является наиболее предпочтительным с точки зрения перспектив не только ближайшего будущего, но и на более отдаленный период.

Кроме того, данный вариант в наибольшей степени учитывает интересы отдельных участников инвестиционного процесса по избежанию излишних, необоснованных затрат на исполнение вводимых государством новых требований. И, наконец, данный вариант перехода наиболее реалистичен, что предполагает физическое наличие необходимых ресурсов на его реализацию (финансовые и кадровые ресурсы в первую очередь) и приемлемые сроки для создания необходимой правовой базы.

В результате реализации четвертого варианта консолидированную финансовую отчетность по МСФО составляют и представляют:

- коммерческие организации, имеющие публично размещаемые (либо размещенные ранее) и/или публично обращаемые ценные бумаги, т.е. практически все эмитенты ценных бумаг, когда-либо предлагавшие или предлагающие свои ценные бумаги неограниченному кругу лиц, включая:

- финансовые организации (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кроме лиц, осуществляющих дилерскую деятельность как исключительную);

- иные общественно значимые организации (естественные монополии, определенные категории государственных унитарных предприятий);

- все прочие организации (по желанию).

Индивидуальную отчетность (отчетность юридического лица) по МСФО вместо отчетности по российским правилам учета составляют и представляют:

- организации, составляющие консолидированную отчетность по МСФО;

- финансовые организации (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кроме лиц, осуществляющих дилерскую деятельность как исключительную);

- общественно значимые организации (естественные монополии, определенные категории государственных унитарных предприятий);

- все иные коммерческие организации (по желанию).

В ходе реализации данного варианта должна быть сформирована база внедрения МСФО в России, в связи с чем необходимо:

- разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования по составлению и представлению финансовой отчетности в формате МСФО, позволяющие использовать данные отчетности по МСФО для целей статистического наблюдения и корпоративных событий, а также обеспечивающие независимость налоговых расчетов от системы финансовой отчетности, таким образом обеспечив успешный переход к МСФО при составлении отдельной отчетности юридических лиц;

- создать национальную систему обучения и сертификации специалистов по МСФО, с тем чтобы обеспечить предприятия квалифицированными кадрами и снизить риск применения неквалифицированных специалистов для целей подготовки и аудита отчетности по МСФО;

- создать систему контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представляемой отчетности по МСФО как на уровне государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью участников рынка ценных бумаг, так и на уровне профессионального бухгалтерского сообщества путем обязательного аудита, контроля качества деятельности профессиональных аудиторов и консультантов по МСФО.

В то же время излишне затягивать эти этапы также не следует, чтобы не превращать переходный период в самоцель и не отстать от требований мирового рынка. Поэтому оптимальным сроком для проведения мероприятий по первому и второму этапам перехода представляется от 3 до 5 лет.

Кроме того, в целях совершенствования системы раскрытия информации должен быть разработан единый формат отчетности для предоставления предприятиями в государственные органы по схеме "единого окна".

Сочетание политики принуждения

и стимулирования в процессе перехода на МСФО

Каскадный эффект внедрения МСФО для широкого круга предприятий, заинтересованных в инвестициях.

Уменьшение непроизводительной нагрузки на предприятия, связанной с параллельным ведением нескольких видов финансового учета, а для предприятий малого и среднего бизнеса -- с упрощением системы действующих ПБУ.

Считаем настоящий вариант наиболее эффективным, несмотря на наличие проблем, которые будет необходимо решить при его реализации:

Требуется доработка налогового законодательства с целью обеспечения независимого от МСФО расчета базы по налогам (на имущество, НДС, на прибыль -- уже есть). Внедрение МСФО не влияет на налоговую политику государства.

Требуется формирование концепции, направленной на увязку изменений в налоговом, бухгалтерском и корпоративном законодательстве для устранения противоречий и препятствий для внедрения МСФО.

Необходимость формирования комплексной системы образования аудиторов и бухгалтеров в соответствии с МСФО и международными стандартами аудита (МСА), а также совершенствования работы саморегулируемых профессиональных объединений.

Первоначально большая нагрузка на заинтересованные слои общественности, связанная с необходимостью выработки оптимальной организационной структуры органа, которому будет передана часть государственных функций регулирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также схемы его финансирования.

Предложенный вариант постепенного перехода к применению МСФО российскими организациями для целей составления и представления финансовой отчетности позволит, с одной стороны, снизить риски предоставления некачественной информации, поскольку предусматривает достаточно продолжительный переходный период и необходимые меры по обеспечению и контролю качества представленной информации. С другой стороны, конечный результат перехода -- внедрение МСФО вместо российских стандартов учета -- в большей степени соответствует целям, которые преследуют различные стороны этого процесса -- и государственные органы, и организации -- участники рынка, а именно: получить качественную финансовую отчетность по признанным рынком стандартам с наименьшим риском и приемлемыми затратами на осуществление этого перехода.

Аспекты регулирования

системы учета

на предприятиях

Важным фактором повышения качества финансовой, налоговой и статистической отчетности является совершенствование учетного процесса на предприятиях. В условиях плановой экономики процесс организации учета жестко регулировался государством, бухгалтер имел статус государственного контролера, что было обусловлено государственной собственностью на имущество предприятий. В условиях рыночной экономики функция контроля претерпела существенные изменения: на государственном уровне контролируется процесс уплаты налогов и представления налоговой отчетности, а также вопросы раскрытия информации. Вопросы организации учета на предприятиях частично перешли в ведение новых собственников предприятий (управленческий учет и отчетность), частично остались в ведении государства (план счетов, требования к регистрам и первичным документам, требования к ведению счетов и отражению конкретных операций).

Жесткое государственное регулирование правил организации и ведения учета на предприятиях в условиях рынка становится тормозом для создания эффективного управления.

В этой связи целесообразно оставить в ведении государства базовые требования к организации и ведению учета на предприятиях, большая часть из которых изложена в федеральном Законе "О бухгалтерском учете", перенеся основную работу по разработке детальных правил организации и ведения учета на сами предприятия, т.е. на их собственников и менеджмент.

При этом государство при необходимости может взять на себя функции поддержки предприятий при внедрении новых систем учета и отчетности (управленческого, по международным стандартам) путем разработки практических рекомендаций, учитывающих опыт предприятий, успешно внедривших соответствующие системы учета и отчетности. Такой подход позволит сформировать на российских предприятиях эффективную систему сбора и обработки хозяйственной информации, адаптированную к требованиям законодательства и рынка, с одной стороны, и учитывающую специфику конкретного предприятия -- с другой стороны. Возможные варианты построения учетных процессов на предприятиях, составляющих различные виды отчетности, представлены в Приложении 2.

Проблема контроля

и раскрытия информации

Переход на МСФО требует обеспечения раскрытия финансовой отчетности по МСФО, которое может осуществляется в различных странах на нескольких уровнях:

- предоставление отчетности, составленной по стандартам МСФО, в регулирующие рынок ценных бумаг государственные органы и последующее ее раскрытие через централизованную систему раскрытия информации; раскрытие информации через организаторов торговли, требующих от акционерных обществ выполнения определенных условий при включении их акций в листинг;

- индивидуальные публикации самих предприятий (в том числе размещение информации на корпоративных сайтах в интернете).

В странах с развитой системой раскрытия информации на рынках капитала роль основного контролера традиционно играют органы, регулирующие рынок ценных бумаг. Включение в число законодательных требований к раскрытию информации положений о представлении и раскрытии финансовой отчетности, составленной по МСФО, в проспектах эмиссии и различных формах отчетности эмитентов одновременно с закреплением соответствующих полномочий Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в части контроля за своевременностью и полнотой раскрываемой информации позволит повысить доступность отчетности по МСФО для ее пользователей и обеспечить своевременность ее раскрытия. Целесообразно также привлекать профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в целях обеспечения мониторинга качества раскрываемой финансовой информации.

Для наиболее эффективного контроля за отчетностью, подготовленной российскими эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка, следует создать следующую систему контроля:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг будет осуществлять частичный контроль за формой представления финансовой отчетности в комиссию (однако требования комиссии не должны противоречить принципам и положениям МСФО, а, скорее, расширять их, т.е. требовать большего раскрытия информации) в связи с тем, что финансовая отчетность по МСФО будет единственным публичным источником информации о компаниях.

Вопросами практики применения МСФО будет заниматься независимый негосударственный профессиональный орган, объединяющий бухгалтеров, аудиторов и пользователей финансовой отчетности согласно МСФО.

Центральный Банк России будет осуществлять функции контроля (подобно функциям ФКЦБ) для частичного контроля формы предоставления финансовой отчетности банков, составленной согласно МСФО. Тем не менее необходимо четко придерживаться принципов непротиворечивости требованиям МСФО при разработке расширительных требований ЦБ РФ к финансовой отчетности банков.

Институциализация участия профессионального и бизнес-сообщества в модернизации системы учета и отчетности в России

При реализации стратегии повышения финансовой прозрачности российских предприятий путем поэтапного внедрения МСФО в России ключевая роль должна быть отведена негосударственным механизмам регулирования системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

Кроме того, целесообразно создание единой саморегулируемой организации либо подразделения в структуре Национального совета, в функции которого должна входить сертификация специалистов в области МСФО и международных стандартов аудита (МСА).

По материалам Минэкономразвития

Виды отчетности

Налоговая отчетность представляет собой развернутый расчет налоговой базы на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи предприятий.

Статистическая отчетность -- комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, предоставляемых предприятиями по установленным Госкомстатом России формам в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Управленческая отчетность представляет собой комплекс показателей, выраженных в денежных и натуральных единицах, а также аналитических материалов, которые характеризуют результаты, альтернативы и планы финансово-хозяйственной деятельности предприятия для целей контроля и управления предприятием на любой момент времени.

Финансовая отчетность предприятия представляет собой свод взаимосвязанных показателей, выраженных в денежных единицах, которые характеризуют финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период, а также текстовые пояснения к этим показателям.

Первоочередной целью деятельности Правительства Российской Федерации в сфере развития учета и отчетности на среднесрочную перспективу является повышение прозрачности российской экономики за счет внедрения международно признанных стандартов финансовой отчетности в практику корпоративного управления.

На сегодняшний день для совершенствования системы корпоративного управления и повышения конкурентоспособности российского бизнеса очень большое значение имеет качество финансовой отчетности, предоставляемой заинтересованным лицам.

Применение Международных стандартов финансовой отчетности важно прежде всего потому, что оно облегчает встраивание национального финансового рынка в международный рынок капитала за счет использования его участниками общепринятого языка составления финансовой отчетности.

По экспертным оценкам, в 2000 году только около 11% организаций, составляющих отчетность по МСФО, публиковали свою отчетность в общедоступных изданиях, в том числе на своих сайтах в интернете, а в 2002 году -- около 25%.

Соответственно любая публичная финансовая отчетность, как консолидированная, так и отчетность юридического лица, должна составляться по единым стандартам -- МСФО.

Требования к составлению и представлению финансовой отчетности по МСФО должны распространяться исключительно на организации, составляющие публичную отчетность, а также ряд иных организаций, информация о деятельности которых существенна для инвесторов, например финансовые учреждения -- банки, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Применение МСФО должно обеспечивать получение пользователями достоверной финансовой информации. В этой связи велика роль независимого аудита.

Бухгалтерский учет всех организаций, в том числе тех, отчетность которых будет составляться в соответствии с МСФО, должен вестись по единым принципам, разработанным Министерством финансов РФ с учетом требований налоговых органов, и должен прежде всего обеспечивать налоговые органы достоверной информацией о произошедших за налоговый период операциях.

Российские правила ведения бухгалтерского учета должны носить рекомендательный характер и применяться предприятиями в добровольном порядке. Дополнительным условием является введение требования об обязательном аудите отчетности по МСФО согласно международным стандартам аудита.

Промежуточные этапы могут быть достаточно продолжительными -- не менее 2-3 лет, с тем чтобы и у государства, и у предприятий, и у профессионального сообщества было достаточно сил и ресурсов для осуществления всех перечисленных выше мер.

В условиях быстро меняющейся рыночной ситуации и требований к представляемой предприятиями отчетности руководство предприятия не может осуществлять эффективное управление, не имея развитой системы учета, гибко и оперативно реагирующей на все перечисленные изменения.

Необходимым условием успешного выполнения задачи внедрения МСФО является контроль за своевременностью и качеством раскрытия финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее эффективной представляется многоуровневая система контроля, включающая регулирующие органы, аудиторские организации и профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

В условиях, когда ресурсные возможности регулирующих органов ограничены, для координации и методологической поддержки перехода на МСФО целесообразно создание специального негосударственного органа -- Национального совета по финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования.

Валерий Рубцов

Российский бизнес заживет по западным меркам Утверждена стратегия внедрения международных стандартов финотчетности  »
Юридические статьи »
Читайте также