Правительство РФ вносит в Госдуму законопроекты, предусматривающие отмену контроля за крупными расходами физлиц и увеличение налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья

Правительство РФ на заседании в четверг одобрило и приняло решение внести в Госдуму 2 законопроекта, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ, один из которых предусматривает отмену контроля за крупными расходами физических лиц, а другой - увеличение имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья населением с 600 тыс до 1 млн руб. Об этом сообщает департамент правительственной информации.

В соответствии со статьями 86.1, 86.2 и 86.3 части первой Налогового кодекса РФ, в настоящее время предусмотрен налоговый контроль за расходами физических лиц.

Статьей 86.1 Кодекса определен перечень имущества, приобретение которого в собственность, подлежит налоговому контролю. К имуществу, расходы на приобретение которого, контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты: недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений; механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу; акции ОАО, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

Налоговый контроль производится посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество.

Статьей 86.2 Кодекса определены обязанности организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица. В этой статье также указаны органы, которые обязаны предоставлять информацию в налоговые органы, сроки, порядок и ответственность по предоставлению подобной информации.

Статья 86.3 Кодекса предусматривает порядок проведения налогового контроля за расходами физического лица.

Вместе с тем, как отмечает ДПИ, в настоящее время механизм государственного налогового контроля за расходами физических лиц фактически не работает. Это обусловлено рядом причин.

Наиболее часто физические лица совершают сделки купли-продажи недвижимого имущества, в частности, объектов жилого фонда. В настоящее время при регистрации подобных сделок используется, как правило, инвентаризационная стоимость имущества, определяемая государственными органами по учету недвижимого имущества, либо стоимость имущества, указанная в договоре по соглашению сторон, но не ниже ее инвентаризационной стоимости. В действительности инвентаризационная стоимость не отражает реальную стоимость имущества и в большинстве случаев занижена. Эта же стоимость, как правило, указывается в договоре купли-продажи жилья.

Таким образом, информация, получаемая налоговыми органами, не позволяет им собрать информацию о реальных затратах физического лица на приобретение недвижимого имущества, что свидетельствует о неэффективности подобного механизма контроля за расходами физических лиц. В то же время проведение контрольных мероприятий приводит к дополнительным затратам бюджета.

Учитывая изложенное, а также в целях стимулирования жилищного строительства и развития ипотечного кредитования в России предлагается полностью упразднить налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам, в связи с чем статьи 86.1, 86.2 и 86.3 предлагается исключить из части первой Налогового кодекса РФ. Реализация этой меры будет способствовать сэкономить государственные средства на осуществление контроля.

Вместе с тем, отмена данных статей Кодекса не лишает налоговые органы возможности получать информацию о совершении сделок с недвижимостью и транспортными средствами, которую в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса в налоговые органы представляют органы, осуществляющие учет и /или/ регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, в течение 10 дней после регистрации имущества.

Кроме того, в 2002 г был принят федеральный закон "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем", в рамках которого предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц. В условиях действия этого закона отмена налогового контроля не снижает эффективность государственного контроля за расходами физических лиц, но устраняет ненужное дублирование функций государственных органов.

Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

Также правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", подготовленный в рамках проводимой работы над главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ и предусматривающий увеличение имущественного налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья населением.

В настоящее время, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в российских банках и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 600 тыс руб без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры.

Законопроектом предлагается увеличение имущественного налогового вычета до 1 млн руб. Применение этой нормы позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в строительный комплекс и смежные отрасли и повлечет за собой активизацию рынка жилья.

Как отмечает ДПИ, внесение изменений в статью 220 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" в части увеличения размера налогового вычета при строительстве либо приобретении жилья населением не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга изменило закон "О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности в Санкт-Петербурге".  »
Юридические статьи »
Читайте также