Правительству приказано вернуться к налоговой реформе

Президент Владимир Путин еще несколько месяцев назад утверждал, что налоги в стране больше снижать некуда. В понедельник, совещаясь с кабинетом министров, он передумал. Или почти передумал: не объясняя, как должна дальше развиваться налоговая система, Путин поторопил министров экономического блока с составлением прогноза по налогообложению на 2003 год. Президент даже назвал сроки: к 1 февраля профильные министры должны составить документ, который покажет, что будет происходить с налоговой системой дальше.

Выполнить поручение президента министрам экономического блока будет непросто. Премьер-министр Михаил Касьянов, традиционно выступавший арбитром между министрами-спорщиками, до 6 февраля в отпуске. А позиции по ключевому вопросу нынешнего этапа российской налоговой реформы - ставки Единого социального налога (ЕСН) - явно требуют волевого согласования. Вчера варианты снижения ставки ЕСН обсуждались в Совете федерации, куда собрался весь налоговый бомонд: чиновники из нескольких министерств, представители объединений работодателей, профсоюзные лидеры, специалисты пенсионных фондов.

Участники вчерашней дискуссии пытались понять, насколько может быть снижена ставка ЕСН и стоит ли ее снижать вообще. Сейчас ставка налога составляет 35,6% от фонда оплаты труда, при этом 28% идет в бюджет Пенсионного фонда, остальное - на социальное (4%) и медицинское страхование (3,6%).

Чтобы платить меньший налог, большинство предпринимателей при нынешней ставке уводят в тень зарплаты своих работников. По неофициальным оценкам, "черные" зарплаты сегодня составляют примерно 50%. Один из самых простых способов их "обелить" - оставить налог как есть, снизив его ставку на несколько процентов. При этом уменьшаются отчисления, к примеру, в Пенсионный фонд.

По мнению зампреда бюджетного комитета СФ Олега Чиркунова, выход зарплат из тени вполне компенсирует эти потери. Председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов уверен в обратном: "все эксперименты по снижению ставки ЕСН бессмысленны" и к увеличению фонда оплаты труда вряд ли приведут. Наоборот, они "могут повлечь бюджетные потери в сотни миллиардов рублей".

Другой способ снизить ЕСН - переложить часть ответственности на государство. По словам председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, сейчас государство фактически принуждает работодателя страховать своего работника. В идеале ЕСН может, по его мнению, составлять 5-6% от фонда оплаты труда. Остальное должно обеспечивать государство. Похожую систему предлагает гендиректор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев. По его словам, с работодателя следует снять часть нестраховых обязательств (например, пособия по уходу за ребенком или содержание детско-юношеских спортивных школ). И разрешить самим устанавливать тарифы на медицинское страхование - в зависимости от возраста и здоровья работника.

Идею перенести часть финансирования социальных фондов на бюджет поддерживают и в Минэкономразвития. Правда, замминистра экономического развития Михаил Дмитриев предлагает другую схему снижения налогового бремени. По его словам, рост фонда оплаты труда можно было бы простимулировать снижением планки регрессивной шкалы. Сегодня предприятия, выплачивающие ежегодную зарплату каждому сотруднику более 100 тыс. рублей, имеют право считать ЕСН по меньшей ставке. В Минэкономразвития предлагают снизить этот порог до 70 тыс. рублей. А работникам дать право добровольно отказываться от социального и медицинского страхования, если человек хочет застраховаться сам в негосударственной компании.

Екатерина Выхухолева

Налоги по прогнозу  »
Юридические статьи »
Читайте также