Заплатил налоги - и пей шампанское Бой новогодних курантов возвестит начало нового этапа налоговой реформы

После некоторого затишья страсти о налогах вспыхнули с новой силой. Не получится ли так, что в результате реформы предприятия будут платить меньше, а граждане - больше? Заместитель министра финансов Сергей Шаталов утверждает, что государство не намерено затыкать налоговые дыры за счет физических лиц.

- На заседании Правительства, посвященном налоговой реформе, Министерство финансов выступило с предложением усилить фискальное значение налога на имущество физических лиц, поступления от которого должны быть единовременно увеличены в 3-5 раз. Повышение будет достигнуто за счет сокращения льгот по этому налогу и признания налогооблагаемой базой не оценки БТИ (как это происходит сейчас), а реальной рыночной стоимости имущества, которая гораздо выше. При этом Минфин предлагает снизить размер ставки и ввести не облагаемый налогами минимум стоимости жилья в 300-500 тысяч рублей. Предполагается, что эта мера позволит защитить малообеспеченные слои населения. За введение высокого необлагаемого минимума высказался и председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. Однако говорить о том, что планы повышения налогов распространяются только на физических лиц, не совсем верно. Налог на имущество юридических лиц также предлагается повысить. Главы Налогового кодекса, регулирующие налогообложение имущества, должны быть рассмотрены Госдумой уже весной, чтобы их можно было учитывать при подготовке бюджета на 2004 год.

Снижение единого социального налога, скорее всего, произойдет уже через год, а не в 2005 году, как предлагал Минфин. Напомним, что снижение ЕСН ставит своей целью вывод зарплат из тени. После того как подоходный налог стал, говоря словами рекламы, "самым низким в Европе", предприятия все же предпочитали платить зарплаты "по-черному", поскольку ставка ЕСН на сегодняшний день 35,6 достаточна высока. Теперь решено ее снизить и скоро. На сколько именно, пока неясно. Минфин предлагал сократить ЕСН до 30 процентов, и, отметим, даже при таком мягком подходе потери бюджета составят 160 миллиардов рублей. Минэкономразвития же предлагает сделать ставку 24-25 процентов.

Однозначно решен вопрос с налогом с продаж - в соответствии с действующим законодательством он прекращает действовать с 1 января 2004 года. Чтобы компенсировать потери от ликвидации этого налога территориальным и местным бюджетам, Минфин предлагает передать им в полном объеме акцизы на нефтепродукты.

Ставка "главного налога страны" НДС (именно он обеспечивает наибольший объем поступлений в бюджет), по мнению финансового ведомства, должна оставаться неизменной как минимум до 2005 года до прохождения Россией пика платежей по внешним долгам.

Акцизом по бензобаку

МНС предупреждает: подарков не будет. С 1 января 2003 года начинают действовать новые ставки и правила взимания акцизов на бензин. Новый порядок таков: акциз будет начисляться на каждом этапе продажи топлива, а уплачиваться лишь на последнем, то есть на автозаправочной станции (АЗС).

При этом возрастает и сам акциз - на 45 процентов. А это значит, что, к примеру, цена на АИ-92 возрастет с нынешних московских 10 рублей до 12-15 рублей. Однако это не предел. Как оказалось, авторы упустили из виду еще одну немаловажную деталь - на стоимость бензина с акцизом будет накручиваться еще и НДС 20 процентов, плюс к этому добавят еще и 5-процентный налог с продаж.

Акцизные перемены на первый взгляд выглядят достаточно просто. Вместо уже законопослушных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которых, к слову сказать, в стране насчитывается всего 23, платить акциз будут 30 тысяч бензоколонок. Раньше это выглядело так: завод продает бензин и сразу уплачивает с него акциз в размере 25 процентов.

Хотя изменениям в главу "Акцизы" Налогового кодекса еще только предстоит вступить в силу, цены росли и в 2002 году. Если в январе этого года цена 1 литра бензина марки АИ-92 составляла около 8 рублей, то в настоящее время она превышает 10 рублей. Причем в течение текущего года ставка акциза на нефтепродукты не менялась. Таким образом, с начала года произошло увеличение розничной цены на бензин в среднем на 25 процентов при отсутствии изменения в законодательстве о налогах и сборах. Насколько же вырастет цена в первые дни нового года, когда для этого появляются объективные предпосылки?

Как ни странно, но какова бы ни была цена энергоресурсов на мировых нефтяных рынках, в России цена на бензин только растет. При цене выше 20 долларов за баррель компании начинают работать на экспорт, сокращая тем самым предложение внутри страны и увеличивая цену. Понижение цен на мировых рынках заставляет экспортеров "разворачивать оглобли назад", увеличивая предложение, но опять-таки повышая цену на бензин, зарабатывая таким образом "дополнительные доходы", а вернее, то, что недополучено от поставок на мировые рынки из России.

Дополнительным фактором, благодаря которому нефтяные магнаты легко идут на повышение цен на энергоресурсы в последние два года, стали и разговоры о том, что России необходимо подтянуть цены на энергоносители к мировым. Но это, на наш взгляд, "от лукавого". К примеру, в США галлон (3,8 литра) АИ-95 сейчас стоит примерно 1,4 доллара, в пересчете на рубли получается, что американец покупает бензин, так же как и россиянин, по 11 рублей за литр. В Европе бензин стоит, конечно же, дороже, но надо помнить и то, что европейские страны, за исключением Норвегии, импортируют энергоресурсы.

Надо отметить, что если в России в 2002 году цены на бензин росли, то в Европе наблюдалась другая тенденция - бензин все время дешевел. Вызвано это тем, считают эксперты, что причиной устойчивого падения цен на бензин стало ужесточение экологических требований и растущая популярность автомобилей с дизельными двигателями. Эти факторы привели к перепроизводству бензина на европейских НПЗ, которые стали активно сбывать излишки на рынке США. Благодаря импорту из Европы в Северной Америке практически не росли цены даже в разгар летнего автомобильного сезона. Причем, несмотря на повышение цен на мировых рынках, отмечают уже американские эксперты, цены на бензин на АЗС в США остаются ровными как никогда.

Что же будет с ценами на бензин с нового года? У нас этот вопрос волнует не только автомобилистов. Бензин покупают все, начиная от младенца и заканчивая пенсионерами, так как его стоимость закладывается в цену любого продукта питания, лекарства, ширпотреба и так далее. Нефтяники считают, что цена в конечном результате вырастет всего лишь на 10 процентов. Правда, в случае, если схема будет безукоризненно соблюдаться всеми участниками торговой цепочки. Но как только в цепочке произойдет сбой, цены соответственно вырастут больше чем на 10 процентов. Дело в том, что налогоплательщик должен отчитаться, к примеру, за январь до 25 февраля, завод должен получить документы от оптовика не позднее 20 числа, чтобы успеть свести все цифры. В случае накладок заплатить его придется два или три раза по причине опоздания отчета. Зная такой расклад, торговцы, чтобы не работать себе в убыток, заранее приплюсуют к цене все эти затраты. И в этом случае, считают нефтяники, цена может вырасти до 15 рублей за литр.

Другие расчеты приводили буквально на днях авторы акцизной главы Налогового кодекса, заверяя всех с экранов телевизоров, что цена на бензин поднимется незначительно - где-то на 1-1,5 рубля. Но тут нужно учитывать, что их "положение обязывает" прогнозировать стабильность цен на бензин. Ведь заявления о близком подорожании в свою очередь становятся фактором, влияющим на повышение стоимости товара. Население начинает запасать топливо, владельцы заправок заранее закладывать будущие убытки в его стоимость, и в результате бензин дорожает еще больше.

С большим пессимизмом оценивают ситуацию налоговики, посчитав, что при розничной цене за тонну бензина АИ-92 10,5 тысячи рублей доля акциза составит около 28,5 процента. А это значит, что подорожание составит примерно 2 - 2,5 рубля.

Акцизные дискуссии, похоже, принесли свои плоды. Сейчас, когда до вступления в силу новых правил взимания и ставок акцизов осталась неделя, законотворцы осознали, что может произойти. По крайней мере заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин предложил вернуться к старой схеме взимания акцизов - с НПЗ. Акциз будет получать федеральный бюджет, а затем делить эти деньги между территориями.

Ирина Колодина, Татьяна Конищева

"Мусорный" оборот Правительство ликвидирует оборотные налоги, а местные власти пытаются их вернуть  »
Юридические статьи »
Читайте также