"Мусорный" оборот Правительство ликвидирует оборотные налоги, а местные власти пытаются их вернуть

Вот уже без малого три года в России идет налоговая реформа. Помимо общего снижения налогового бремени, ее стратегической задачей является упорядочение существующих налогов. В частности, предполагается отказаться от так называемых оборотных налогов, то есть от налогов, взимаемых с выручки от реализации товаров или услуг. Правительство в этом плане действует достаточно последовательно: с 2001 года был отменен налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% оборота), а с первого дня следующего года предполагается отменить налог на пользователей автодорог, составляющий сейчас 1% от выручки от реализации.

Оборотные налоги давно признаны не только неэффективными, но и вредными для экономики, поскольку взимаются как с прибыльных, так и с убыточных предприятий независимо от финансовых результатов их деятельности. "Убивая стимул" для развития благополучного бизнеса, убыточным предприятиям эти налоги не дают элементарно вылезти из долгов. Тем опаснее наметившаяся в последнее время тенденция появления в некоторых регионах оборотных налогов в "новой ипостаси" - как местных сборов, не имеющих законодательно установленного верхнего предела.

Сейчас в компетенции местных властей находятся 22 налога (сбора). Предельные размеры четырех из них - налога на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортного сбора, сбора за парковку автотранспорта и сбора за уборку территории населенных пунктов - законодательно не установлены. Именно последний из них сегодня все чаще превращается в оборотный эрзац-налог. Например, по решению администрации Кемеровской области он установлен на ее территории в размере 1% от оборота, а в городе Светогорске (Ленинградская область) - 2%. Пессимисты считают, что это только начало: в 2003 году страну может захлестнуть волна местных оборотных налогов, которая, если ее не остановить, может подорвать устои с таким трудом формируемой сегодня налоговой системы.

"Мусорный" сбор в таком виде вреден не только потому, что, как и любой другой оборотный налог, блокирует развитие бизнеса в регионах. Он препятствует притоку туда инвестиций, в том числе иностранных, без которых, как полагают в правительстве, российскую экономику не поднять. Замминистра экономразвития России Аркадий Дворкович не скрывает, что "такие произвольно устанавливаемые местными властями налоги отпугивают инвесторов, поскольку меняют рентабельность существующих проектов". Кроме того, этот сбор-налог в любой момент может превратиться в инструмент давления власти на бизнес. В такой непрозрачной ситуации инвесторы (тем более иностранные) в российские регионы не придут.

Ряд экспертов считают, что отсутствие "верхней планки" местных сборов противоречит федеральному законодательству. Согласно п. 3 ст. 3 НК РФ "налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Состав плательщиков, условия взимания и размер платы обусловливаются целевым характером налога или сбора и его экономическим основанием". Придание "мусорному" сбору оборотного характера заведомо завышает расходы по уборке территории и является экономически необоснованным. При этом в некоторых городах России сборы за уборку территории по своему прямому назначению не используются, хотя формируют до трети местных бюджетов.

Произвольно назначаемые оборотные платежи существенно увеличивают налоговые обязательства предприятий в зависимости от места их регистрации, создавая резко различающиеся налоговые условия от региона к региону. Это приводит к тому, что предприятия предпочитают регистрироваться в административных образованиях, где "налоговый климат" мягче. А "пожадничавшие" чиновники могут столкнуться с серьезными бюджетными проблемами.

Федеральный центр имеет достаточный законодательно-правовой инструментарий для того, чтобы пресечь придание "мусорному" сбору оборотного характера. Еще весной этого года в Государственную думу поступил законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой реформы в РФ", в котором порог сбора за уборку территории предлагалось установить в размере не более 3% фонда оплаты труда. Эта законодательная инициатива была позитивно встречена и в правительстве, и в администрации президента. В ноябре законопроект был принят Думой в трех чтениях. По словам члена комитета по бюджету и налогам Алексея Мельникова, "решение, принятое депутатами Госдумы по данному вопросу, находится в логике реформирования налоговой системы".

С Думой солидарны представители бизнеса. "В существующем виде сбор за уборку территории не имеет экономической базы, носит дискриминационный характер, противоречит федеральной налоговой политике", - считает исполнительный директор Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации на Северо-Западе Наталья Кудрявцева. Бизнесмены заявляют, что если "отнимут проценты у производителей и торговцев, те непременно заберут их обратно у покупателей". Получается, что населению может грозить очередное повышение цен и снижение уровня жизни.

Однако в Совете федерации в середине ноября этот законопроект был отвергнут. Между тем 16 декабря депутаты в очередной раз подтвердили свою политику, направленную на постепенную отмену оборотных налогов. На заседании думского комитета по бюджету и налогам депутаты приняли технические поправки к Налоговому кодексу. Они предложили отменить налог с продаж по операциям с пластиковыми картами уже с 1 января 2003 года, а сбор за уборку территорий взимать в размере 1,5% фонда оплаты труда. Причем с 1 января 2004 года отменить его совсем, впрочем, как и налог с продаж. В ближайшее время эти поправки к Налоговому кодексу будут вынесены на рассмотрение на пленарном заседании Госдумы.

И еще один немаловажный аспект. Сегодня в стране прорабатывается концепция реформы местного самоуправления. Действует комиссия при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления. Вступление в активную фазу реформы, суть которой может быть определена как существенная децентрализация власти в стране, может быть начато уже с 1 января 2006 года. Предполагается, что она окончательно определит бюджетные отношения и четко разграничит ответственность между центром и регионами. Но рост самостоятельности местной власти ни в коем случае не допускает дезавуирования стратегической политики федерального центра и взимания "удельных поборов", устанавливаемых чиновниками по своему усмотрению.

Геннадий Шелепихин

Министерство Грефа разделит бремя Минфина Чтобы подстегнуть налоговую реформу  »
Юридические статьи »
Читайте также