Министерство Грефа разделит бремя Минфина Чтобы подстегнуть налоговую реформу

Минэкономразвития хочет отвечать за налоговую реформу вместе с Минфином. Эта конструкция должна ускорить снижение налогов и расходов бюджета.

К концу весны правительство хочет точно знать, насколько оно может снизить налоги в 2004 - 2005 гг. По решению правительства, рассказал вчера замминистра экономического развития Аркадий Дворкович, его ведомство должно к 1 февраля 2003 г. представить в Белый дом доклад о налоговой реформе, а к 1 апреля межведомственная комиссия предложит меры по оптимизации расходов бюджета. Правда, на сайте правительства сообщается, что за подготовку доклада вместе с ведомством Грефа будут отвечать Минфин и МНС, а оптимизация расходов и вовсе закреплена за одним Минфином.

В Минфине и МНС считают, что налоговая реформа практически завершена и дальнейшее снижение налогов следует отложить до лучших времен. Минфин опасается, что снижение налогов не позволит ему выполнить обязательства перед бюджетниками.

Осознав, что без ревизии бюджетных расходов налоги снижаться не будут, РСПП не так давно даже объявил конкурс среди экономистов на анализ эффективности госрасходов. Теперь спрос на качественный анализ расходов возник и в правительстве. По словам Дворковича, "сами мы не справимся и будем просить частные структуры свежим взглядом посмотреть на каждую строчку бюджета". В каждом случае, говорит чиновник, надо будет оценить, должен ли вообще бюджет решать задачу, под которую выделяются деньги, правильно ли распределяются расходы и "можно ли решать необходимые задачи дешевле".

Даже если анализ приведет к выводу, что расходы снижению не поддаются, налоги, говорит Дворкович, все равно могут быть снижены. Но не сильно. Например, 4% -ный рост ВВП в течение трех лет позволяет снизить НДС на 3% , до 17% (без отмены льгот). Сложнее с соцналогом: по словам замминистра, предлагаемое Минфином снижение предельной ставки ЕСН до 30% недостаточно для того, чтобы у работодателей возник стимул выводить зарплаты из тени. Дворкович полагает, что снижение ЕСН до 20 - 25% и облегчение доступа к регрессивной шкале не приведет к падению бюджетных доходов.

Налоги надо снижать, по крайней мере, до уровня эффективных ставок, согласен с Дворковичем зампред Бюджетного комитета Госдумы Владислав Резник, занимавшийся анализом возможности сокращения "закрытых" статей бюджета. "Нет никакой необходимости, чтобы больше десятка ведомств имели право вести оперативно-розыскную деятельность", - говорит депутат. Большую экономию даст переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к оплате реальной бюджетной услуги, замечает Резник.

Правда, Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования полагает, что наскоком проблему эффективности бюджетных расходов не решить. "Для снижения бюджетных расходов их сперва надо повысить", - полагает он. Сначала придется повысить зарплату бюджетникам, иначе не снизить бюджетные дотации на "бесплатные" медицинские и образовательные услуги. Во-вторых, надо оснастить бюджетные организации современной техникой - это позволит снизить численность персонала. Поэтому, полагает Белоусов, в ближайшие годы правительству следует не столько сокращать, сколько оптимизировать расходы, чтобы разгрузить бюджет от обязательств и снизить их чуть позже.

Борис Грозовский

Тришкины налоги  »
Юридические статьи »
Читайте также