Перевозчиков хотят застраховать

Страховщики могут получить новый перспективный вид бизнеса. Сегодня депутат Владимир Тарачев внесет в Госдуму проект закона еще об одном виде обязательного страхования - ответственности перевозчиков. Впрочем, прохождение этого проекта будет трудным.

Государство всегда думало о страховой защите пассажиров, но предпочитало, чтобы население платило за страховки из своего кармана. В 1992 г. указом президента было введено обязательное страхование пассажиров междугороднего транспорта. Страховой взнос в размере 0,1 - 2,3 руб. на человека включался в стоимость билета, а максимальный размер выплат составлял 12 000 руб. Это страхование действует до сих пор, хоть и противоречит Гражданскому кодексу: обязательные виды страхования вводятся только законами, а заставить пассажира страховать свою жизнь и здоровье нельзя.

По словам Тарачева, законопроект должен заменить страхование пассажиров, которое находится вне рамок законодательного поля. По проекту, страховать свою ответственность будут все перевозчики - от таксомоторных парков до метрополитенов, монорельсовых дорог и фуникулеров. По законопроекту в случае гибели пассажира в результате несчастного случая его родственникам будет выплачиваться 160 000 - 300 000 руб. В пределах 30 000 руб. страховщик оплачивает лечение пострадавшего, а также потерю багажа.

Правда, в случае военных действий и терактов страховка действовать не будет. В большинстве договоров страхования содержится оговорка, что в этих случаях выплаты не производятся. Например, не был страховым случаем недавний теракт в московском метро, в результате которого погибли около 40 и пострадали около 120 человек, хотя ответственность Московского метрополитена застрахована в "РОСНО".

Забота о пассажирах обойдется перевозчикам недешево. В год автокомпании будут платить за страхование от 600 руб. (такси) до 3500 руб. (автобусы) на единицу транспорта; пароходства - от 3200 руб. до 96 000 руб. за судно; авиакомпании - от 60 000 руб. до 580 000 руб. за самолет; железнодорожные перевозчики, метрополитены, владельцы монорельсовых дорог и фуникулеров - 0,2% дохода по перевозке пассажиров.

Страховщикам инициатива Тарачева нравится. "Социальная ответственность государства состоит в том, чтобы дать людям возможность получать адекватное возмещение", - говорит замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. Он затруднился оценить объем возможных сборов страховщиков, назвав его "колоссальным".

Перевозчики, которым придется платить "колоссальные" деньги против закона. По словам гендиректора "Совкомфлота" Дмитрия Скарги, законопроект направлен прежде всего на "подъем рынка страхования", поскольку "аварии на морском транспорте случаются нечасто". Риск-менеджер "Аэрофлота" Анатолий Слюсарь назвал идею Тарачева правильной, но сам законопроект - "сырым". Слюсарь говорит, что лимит ответственности авиаперевозчиков в 300 000 руб. мал, а тарифы, наоборот, велики.

Нелли Тишкова из компании "Автолайн", занимающейся перевозками людей в Москве и Подмосковье на такси, в том числе маршрутных, не понимает, почему ее компания должна страховать свою ответственность перед пассажирами, ведь автомобили уже застрахованы по ОСАГО. Если ОСАГО не привело к подорожанию проезда на "маршрутках", то еще одна страховка точно скажется на цене билета, предупреждает она.

Помощник Тарачева Олег Иванов говорит, что тарифы рассчитывались на основе статистики, и не видит ничего страшного в пересечении закона с ОСАГО: по его мнению, это повысит гарантии для пассажиров. Президент Всероссийского союза страховщиков депутат Александр Коваль сказал, что пока законопроекта не видел, и его судьба представляется Ковалю "сложной и скорее всего драматичной".

Павел Миледин

Смольный рулит  »
Юридические статьи »
Читайте также