В транспортный налог вложили социальную справедливость

Народные избранники приняли вчера в целом Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О транспортном налоге". С 2005 года владельцы машин будут платить за них в среднем на 25 процентов больше, а налоговые сборы увеличатся с 1 миллиарда 400 миллионов до 1 миллиарда 774 миллионов рублей в год.

Как ни странно, болезненной реакции у большей части водителей непопулярный закон при обсуждении в первых двух чтениях не вызвал - не то что принудительный налог ОСАГО. Во-первых, деньги идут в казну, а не частным страховым компаниям, которые даже в случае ДТП норовят недоплатить ущерб своему клиенту. Во-вторых, дополнительные расходы для подавляющего большинства частников (владельцев машин с мощностью двигателя до 100 л. с., а таковых в Питере - 80 процентов) составят 300 - 400 рублей в год.

Хозяин "Жигулей" мощностью 70 - 75 лошадиных сил в 2005 году заплатит транспортный налог в размере 980 - 1050 рублей при ставке 14 рублей с "лошади". Неприятно, но терпимо, а для ветеранов и инвалидов ставки и льготы останутся на прежнем уровне. За обязательную же страховку, если не льготник, надо платить в Питере от двух тысяч рублей в год.

Изменение ставок инициировал Смольный, и чиновники заметили: "В новой редакции сохранен принцип социальной справедливости. Максимальные ставки введены по мощным, а значит и дорогим транспортным средствам, которые приобретают физические лица и организации с большими финансовыми возможностями".

Так-то оно так, но не получился бы перебор. Не исключено, что даже богатые будут искать лазейки, чтобы заплатить поменьше. Владельцы джипов мощностью 250 и более лошадиных сил обязаны платить по 150 рублей с "лошади". При такой ставке налог получается нешуточным - от 37,5 тысячи рублей в год. Один мой состоятельный знакомый, узнав, что его авто мощностью за 250 л. с. подпадает под самую убойную ставку, заявил, что "из принципа" не будет платить 40 тысяч рублей: "Найду варианты".

Не секрет, что владельцы сильно подержанных машин зачастую покупают талон техосмотра - именно при его оформлении требуется квитанция с уплатой транспортного налога. Для "Жигулей", например, в 2004 году техосмотр "без квитанции" стоил около 1,5 тысячи рублей. Переплатил 600 - 700 рублей от официального тарифа, зато никто не спрашивает, почему у тебя не работает ручной тормоз и где плата "за дороги". Такие услуги, правда, оказывают не все уполномоченные фирмы и не всем клиентам.

До нынешнего года включительно многие петербуржцы регистрировали машины в Ленинградской области - транспортный налог там значительно меньше. Пока: областное Законодательное собрание намерено ввести с 2005 года примерно такие же ставки, как в Питере. Документ пока еще не обрел силу закона, но процесс пошел.

Налоговый кодекс РФ определил максимальные ставки транспортного налога по всем видам техники, а право определять более мягкие тарифы, приемлемые для конкретного региона, отдал на откуп местным законодателям.

Питерская ставка налога для владельцев транспорта мощностью менее 100 л. с., например, составляет 56 процентов от предельной, а для грузовиков мощностью свыше 250 л. с. - всего 35,6 процента. Казалось бы, парадокс: перевозчик за грузовик мощностью 150 л. с. платит из расчета 50 рублей за "силу", а мощностью 300 л. с. - только 30 рублей. Законодатели объясняют нестыковку так: "Петербург занимает в России уникальное геополитическое место на международном рынке грузовых перевозок. В этом сегменте используется большегрузный транспорт, и его нельзя душить высоким "налогом на дороги".

Некоторые ставки транспортного налога в СПб с 2005 года

Легковые автомобили мощностью до 100 лошадиных сил - 14 рублей с одной л. с.

100 - 150 л. с. - 28,9 рублей

150 - 200 л. с. - 50 рублей

200 - 250 л. с. - 75 рублей

Свыше 250 л. с. - 150 рублей

Грузовые автомобили мощностью до 100 л.с. - 25 рублей с одной л. с.

100 - 150 л. с. - 40 рублей

150 - 200 л. с. - 50 рублей

200 - 250 л. с. - 55 рублей

Свыше 250 л. с. - 30 рублей

Мнение

Михаил Бродский, представитель губернатора в Законодательном собрании Санкт-Петербурга:

- Повышение налога оправдано, но не покрывает и десятой части затрат, которые несет город по ремонту дорог и организации движения. В 1993 году в Петербурге было 300 тысяч личных автомобилей, а в 2004-м - 1 миллион 300 тысяч.

Но задирать тарифы под предельные ставки Налогового кодекса самому массовому отряду автолюбителей не имело смысла - получили бы обратный эффект.

После корректировки тарифов городской бюджет получит в 2005 году 1 миллиард 774 миллиона рублей, а комитету по благоустройству и дорожному хозяйству требуются тяжелые миллиарды. Бюджет КБДХ на этот год - 12 миллиардов рублей, но львиная часть средств уходит на транспортные развязки и подключение улично-дорожной сети к КАД.

Автолюбители дополнительно заплатят 374 миллиона рублей. Сумма в масштабах мегаполиса небольшая: один километр нового дорожного покрытия стоит около 30 миллионов рублей, установка светофора - миллион. Но, согласитесь, пара десятков километров хорошего покрытия и пара десятков новых светодиодных светофоров ситуацию на дорогах хоть немного, но облегчат.

Сергей Тачаев

Конкурентов вытеснят сообща Сети игровых автоматов и казино объединились  »
Юридические статьи »
Читайте также