Конституционный Суд России признал незаконным введение для применяющих упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей НДС и налога с продаж.

Такое постановление было принято и вступило в силу 19 июня. Оно касается тех предпринимателей, кто применял в период с 1999 по 2002 год упрощенную систему учета и отчетности и вынужден был уплачивать налог с продаж (в тех регионах, где он был введен), а с 2001 года – еще и НДС. Конституционный Суд России признал не соответствующей Конституции России норму пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», поскольку она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от уплаты НДС и налога с продаж.

Проблема кроется в несовершенстве Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», принятого в 1995 году. Тогда частные предприниматели платили только подоходный налог, а юридические лица – множество. Авторы закона указали, что применяющие «упрощенку» компании не платят все налоги, кроме особо оговоренных. А предпринимателей освободили только от налога с продаж. Поэтому, когда в 1999 году ввели налог с продаж, налоговики обоснованно потребовали от предпринимателей отдавать в бюджет 5% наличноденежной выручки, а в 2001 году – платить НДС.

В декабре 1999 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял прецедентное решение: упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, предназначенным для замены общей системы налогообложения применительно к отдельным категориям налогоплательщиков – субъектам малого предпринимательства. «То обстоятельство, что Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» прямо предусматривает замену уплаты только подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, не свидетельствует о том, что субъекты упрощенной системы налогообложения являются плательщиками налога с продаж», – заключил суд. Кассационная коллегия подтвердила этот вывод. Позже были удовлетворены иски около десятка предпринимателей. Но летом 2001 года практика изменилась: «Сумма налога c продаж включалась предпринимателем в цену товара и фактически взималась не за счет их прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей – фактических, но не юридических плательщиков налога», – констатировал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. После этого суды перестали удовлетворять иски предпринимателей.

Конституционный Суд России рассмотрел сразу 49 жалоб граждан, которые просили проверить конституционность норм законодательства, обязывающих их платить налог с продаж и НДС. Суд указал, что буквальное толкование нормы Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» порождает неопределенность относительно того, заменяет ли уплата годовой стоимости патента иные налоговые платежи, которые могут быть возложены на индивидуальных предпринимателей последующим налоговым регулированием и которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности. На таком понимании была основана практика ее применения с момента введения упрощенной системы налогообложения, то есть с 1996 года. «Однако поскольку в Федеральном законе уточняется, что для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, этот платеж, по существу, отождествляется с единым налогом, который платят организации, и, следовательно, его назначение также заключается в замене налогов, действующих в рамках общей системы налогообложения. Таким образом, норма пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», как не означающая для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, – по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся правоприменительной практикой, – замену уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж уплатой стоимости патента, не соответствует Конституции России», – заключил суд.

Дела граждан, подавших жалобы в Конституционный Суд России, должны быть пересмотрены. А вот иным предпринимателям придется побороться за возврат налогов – закон уже утратил силу: с 2003 года применяется глава 26.2 Налогового кодекса РФ.

Патент освобождает от налогов  »
Юридические статьи »
Читайте также