Футбола в телевизоре не будет? Потому что Госдума приняла новые антипивные поправки в Закон "О рекламе"

В СУББОТУ Госдума "порадовала" российских пивоваров. Возмущенные ростом алкоголизма депутаты приняли во втором чтении такие поправки в статью 16 Закона "О рекламе", что рекламировать пиво скоро станет просто невозможно.

С ОДНОЙ стороны, депутаты вроде бы пекутся о здоровье нации, о судьбе подрастающего поколения. Реклама видится законотворцам главной причиной значительного увеличения потребления пенистого напитка. По их мнению, эта реклама агрессивна и привлекательна настолько, что неокрепшие умы не в силах ей противостоять. Отсюда - и алкоголизм в раннем возрасте. Не станем спорить с депутатами. Лучше подумаем, что произойдет, если поправки вступят в действие.

Только ночью

Итак, если все задуманное депутатами свершится, то с нового года реклама пива будет запрещена к распространению в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях на первой и последней обложках журналов или полосах газет, в прессе для несовершеннолетних. При этом распространяемая любыми способами реклама пива и алкогольных напитков, изготавливаемых на его основе, не должна будет распространяться в радио- и телепрограммах с 7 часов утра до 10 часов вечера местного времени. То есть любоваться пивом можно будет в основном ночью.

Пивную рекламу также будет запрещено распространять в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, спортивных организациях и ближе 100 метров от них, а также в изданиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Из этого следует, что "пивные" баннеры уйдут со спортивных стадионов. А учитывая, сколько денег одна известная пивоваренная компания тратит на телевизионные трансляции матчей чемпионата России по футболу... В общем, российский футбол по телевизору станет делом прошлого.

Не люди, не звери. А кто?

Как будет выглядеть реклама пива - сейчас могут представить себе только ясновидящие. Ибо при том раскладе, который предлагают депутаты, она не может быть оформлена в виде мультфильмов, с использованием людей, животных, а также их образов. Это не всё. Реклама пива не должна будет содержать информацию о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды, о его безвредности или положительных терапевтических свойствах. В ней запрещено будет утверждать, что употребление пива имеет важное значение для спортивного, профессионального или личного успеха.

Зато обязательным будет указание на возможный вред от употребления таких напитков, причем данное предупреждение должно занимать не менее 10 процентов рекламного времени или рекламной площади. Вывод напрашивается очень хороший: реклама пива должна быть собственной антирекламой.

Январь - время "Ч"

О потерях, которые понесут пивовары, незачем даже говорить. Они сами об этом скажут и, уверен, поборются за свои права. Их основной аргумент в борьбе с "антипивным" законопроектом будет по обыкновению состоять в том, что запрет на рекламу пива приведет к росту потребления крепких напитков, прежде всего суррогатов. На деле же пивоваров, возможно, ожидает снижение продаж, особенно тех марок, которые только-только выходят на рынок и нуждаются в мощной раскрутке.

Рекламщики и телевизионщики тоже пострадают. По оценкам экспертов, в прошлом году на пивную отрасль пришлось примерно 10 процентов всего телевизионного рекламного рынка. Так что телеканалы недосчитаются многих сотен миллионов долларов.

Если президент посчитает, что все эти аргументы никуда не годятся, то поправки, видимо, вступят в силу в начале 2005 года.

________________________________________

МНЕНИЕ ПИВОВАРОВ

Алексей КЕДРИН, начальник отдела по связям с общественностью ОАО "Пивоваренная компания "Балтика":

- Для всей отрасли принятые поправки - это огромный шаг назад. Знаете, есть законы рыночные, а этот можно назвать антирыночным. И вместо развития отрасли создаются новые предпосылки для коррупции. При этом пивовары в России являются одними из самых организованных участников рынка. Они способны самостоятельно контролировать свою рекламную политику, решать внутриотраслевые проблемы.

Но с принятием поправок в Закон "О рекламе" у нас не будет возможности запускать новые бренды. Кроме того, придется забыть и о спонсорстве. "Балтика", к примеру, является спонсором более 30 крупных спортивных мероприятий, в том числе чемпионата России по футболу.

Мы считаем, что эти ограничения либо призваны послужить интересам иностранных производителей, либо депутаты просто не понимают, что делают.

Владимир ТРОЙСКИЙ, директор по связям с общественностью ОАО "Комбинат имени Степана Разина":

- Большинство названных ограничений представляются мне абсурдными. Надеюсь, что к третьему чтению хотя бы часть этого абсурда уйдет. Во-первых, по мнению депутатов, нам следует указывать, что пиво приносит вред. Это чистый абсурд, потому что пиво - напиток, полезный для здоровья. Действительно, плохо будет тому, кто выпьет 10 литров пива сразу. Но ведь плохо будет и тому, кто выпьет сразу 10 литров воды.

В поправках также говорится, что в рекламе не должны фигурировать образы людей. А для кого же мы тогда пиво делаем, для насекомых, что ли? И если, скажем, нас заставят убрать рекламу пива с первых полос изданий, то как тогда быть со специализированными изданиями, которые пишут исключительно о пиве. Думается, что все это какая-то плохая игра.

Дмитрий ШИРШОВ, директор по маркетингу ОАО "Вена":

- Мы считаем, что принятые поправки к Закону "О рекламе" повлекут за собой довольно негативные последствия для нашей компании. Во-первых, увеличатся расходы на рекламу, так как мы будем вынуждены искать другие способы продвижения продукции, а они являются более дорогостоящими.

Во-вторых, "Вене" как производителю высококачественной продукции будет значительно сложнее информировать потребителя о качестве своей продукции, а также о предлагаемых новинках. В третьих, из-за того что расходы на рекламу увеличатся, увеличится и себестоимость и соответственно снизится прибыльность нашей продукции.

Данные ограничения являются довольно непродуманными. Некоторые из них не имеют прецедентов в мировой практике. Даже реклама табака, преследуемая ограничениями во всем мире, у нас не подвергается запретам на использование образов людей и животных.

Николай Максимов

Пивоваров отправили в нокдаун  »
Юридические статьи »
Читайте также