Налог на пользователей дорог

Изменениями, внесенными в Закон РФ "Об основах налоговой системы" и вступившими в силу 30.08.2002, из перечня взимаемых на территории РФ налогов исключены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Означает ли это, что последствием данных действий законодателя является необязательность уплаты в настоящее время налога на пользователей автомобильных дорог?

Налог на пользователей автомобильных дорог является одним из самых спорных среди существующих в РФ. Причиной данной ситуации явились крайняя урезанность и, как следствие, явная неполноценность правовой базы федерального уровня, регламентирующей порядок взимания, сроки уплаты и исчисления этого налога.

Однако, как выясняется, российский законодатель не извлек никаких уроков из прежней истории своего законотворчества. Свежий пример – очевидная ошибка, закравшаяся в ст. 21 федерального Закона от 24.07.2002 №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" (далее – Закон), регламентирующей поэтапное введение в действие этого закона.

Закон исключает с 30.08.2002 из перечня федеральных налогов (закрепленного ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы" от 27 декабря 1991 года №2118-1) подпункт, говорящий о налогах, служащих источниками образования дорожных фондов, одновременно включив в перечень региональных (субъектов РФ) налогов транспортный налог.

Как известно, на смену существующим платежам в дорожные фонды транспортный налог, установленный главой 28 Налогового кодекса РФ, придет только с 1.01.2003. Получается парадоксальная ситуация, когда с 30 августа по 31 декабря 2002 г., несмотря на потребность бюджета в поступлениях от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, он отсутствует в действующем законодательно закрепленном перечне налогов, взимаемых на территории РФ. Принципиально важным моментом является то, что налог на пользователей автомобильных дорог признается федеральным. Будь он региональным или местным, можно было бы делать однозначные выводы об его отмене с 30.08.2002. Последняя позиция подтверждается существующей практикой Конституционного суда РФ (Определение Конституционного суда РФ от 05.02.1998 №22-О, Постановление Конституционного суда РФ от 21.03.1997 №5-П).

В нынешней ситуации, сложившейся с налогом на пользователей автомобильных дорог, пока невозможно привести пример решения суда, предметом рассмотрения которого явился бы аналогичный случай. Следует отметить, что мнение налоговых органов по рассматриваемому вопросу высказано в письме МНС РФ от 10.09.2002 №ВГ-6-03/1385@. До нижестоящих налоговых органов доведена следующая позиция МНС РФ: налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками в период с 30 августа по 31 декабря 2002 г. как прежде, в порядке, установленном Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" и статьей 4 федерального Закона №110-ФЗ.

Данное Письмо МНС РФ, как известно, не является обязательным для налогоплательщиков. Это дает возможность им самим выбрать правильную, наиболее приемлемую с точки зрения закона модель поведения. В настоящее время действует Определение Конституционного суда РФ от 10.04.2002 №83-О, поставившее точку в значительной части споров относительно судьбы налога на пользователей автомобильных дорог. Конституционный суд РФ недвусмысленно указал на то, что хотя в статье 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" непосредственно не предусмотрены некоторые из элементов налога на пользователей автомобильных дорог, этот факт не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений.

Анатолий Цветов, юрист "Что делать АУДИТ"

Введение регионального транспортного налога взамен налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств увеличит цены на бензин на 10%-18%.  »
Юридические статьи »
Читайте также