14 декабря 1994 года открылось первое заседание Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого созыва

За десять лет наш парламент принял Устав города и более 700 вступивших в силу законов

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга первого созыва Юрий Кравцов:

У депутатов есть редкая возможность изменить жизнь города к лучшему

- Первые выборы в Собрание проходили уже не так свободно, как выборы в демократический Ленсовет, когда главное значение имели слово и взгляды кандидата, а не деньги и не административный ресурс. При выборах в Законодательное собрание первого созыва все это еще сохранялось, но уже возникла тенденция к смене критериев выбора депутатов. Я потратил на эти выборы большую по тем временам в моем представлении сумму - 300 долларов. Столько стоили эти выборы. В общем, это были еще демократические выборы.

Первой задачей выбранного Собрания было самоорганизоваться, сделать этот орган власти, состоящий из пятидесяти человек со своими взглядами, представлениями и амбициями, работоспособным. Надо было решить организационные вопросы, разработать регламент. Принятый нами тогда первый регламент почти в том же виде существует и сегодня. Надо было решить вопросы внутреннего структурирования, определиться с органами Собрания, комиссиями. Впервые тогда у нас появились Совет фракций и само понятие фракции как органа Собрания. Стояли вопросы материально-технического обеспечения. Здание Мариинского дворца, где заседал Ленсовет, в период отсутствия представительного органа власти было передано городской администрации. Мне как председателю Собрания потребовалось приложить большие усилия, чтобы вернуть дворец в управление Законодательного собрания, ведь никто не хотел его отдавать. Все это важные элементы, без которых Собрание не могло и не может существовать как независимый орган власти.

Важнейшее достижение Законодательного собрания первого созыва - принятие Устава города, в котором были аккумулированы идеи, наработки, уже реализованные в отдельных законах. С принятием Устава мы не торопились, и нас за это критиковали, так как мы приняли его едва ли не последними из субъектов Федерации. Но мы делали это сознательно, так как полагали, что, во-первых, нельзя принимать такой важный акт в спешке, а во-вторых, российское законодательство было очень динамичным и пришлось бы непрерывно менять Устав, если б мы его приняли сразу.

Хотел бы пожелать горожанам избирать депутатов, способных профессионально, последовательно выполнять свою основную - законодательную - функцию. Это, конечно, зависит от самих избирателей.

А депутатам хочу напомнить, что им дается редкий шанс. В Петербурге всего 50 депутатов почти на 5 млн. жителей. 50 человек, у которых есть реальная возможность изменить жизнь города к лучшему. Это редчайшая возможность, ее надо ценить и не упускать.

Председатель Законодательного cобрания Санкт-Петербурга второго созыва Сергей Тарасов:

Законодательное cобрание - срез нашего общества

- Законодательное cобрание первого созыва было именно тем органом, который мне и представлялся настоящим парламентом. Выборы Собрания первого созыва были искренними. Во-первых, на тот момент еще не существовало так называемых черных политтехнологий. Во-вторых, выборы не были столь затратными. Я тогда продал свою дачу в Грузине - не так дорого, кстати говоря, - и на эти деньги организовал выборную кампанию.

Выборы были интересными с точки зрения публичности, большое значение имели слова и личность кандидата. Лично для меня в тот период было крайне интересно вернуться в качестве депутата в район, в котором я когда-то работал в райкоме комсомола.

В первом созыве было много замечательных, талантливых, неординарных людей. Среди них - директора крупных заводов, члены городского правительства, главы районных администраций. Дмитрий Козак тогда был представителем мэра в Собрании, Сергей Миронов - депутатом. Был Герман Гардымов - замечательный человек, директор Северного завода, Владимир Коловай - один из первых директоров совместных предприятий, человек блестящий по тем временам с точки зрения бизнеса, Лев Карлин - ректор Гидрометеорологического института. Хочу еще вспомнить Алексея Ливеровского, Юрия Новолодского.

Я пришел в ЗС по тем временам довольно молодым для политики человеком. Я восхищался этими людьми и многому у них учился. Депутаты первого созыва были блестящими ораторами. Например, Михаил Пирогов, прежде бывший депутатом Ленсовета. Могло нравиться или не нравиться то, что он говорил, но Пирогов выходил на трибуну - и речь его всегда была замечательна.

Я сейчас не хочу говорить о политике, потому что многим вещам, по-моему, еще не пришло время давать оценку. Могу сказать одно: в Собрании работают незаурядные личности, люди, безусловно, талантливые - и среди депутатского корпуса, и среди помощников и сотрудников аппарата. Из того, что мне удалось сделать, я горжусь завершением реставрации Большого зала, где проходят заседания Собрания. Обновленный зал получился красивым и при этом удобным для работы.

Законодательное cобрание - срез нашего общества, срез общественной мысли. Меняется жизнь, меняется общество, меняется и городской парламент. Я всегда считал, что главное для депутата - соответствовать петербургскому уровню. Я искренне люблю этот город, горжусь им и рад, что здесь живу.

Когда становишься депутатом, ты ощущаешь поддержку людей, которые тебя избрали. И при этом ты становишься выразителем их мыслей, чаяний. У меня сложился такой идеальный портрет депутата: как ни покажется странным, возраст - 50 и старше, прошедший хорошую школу жизни, имеющий богатый опыт и ставший человеком взвешенным и разумным. Безусловно, образованный, умеющий говорить, трепетно относящийся к городу.

Председатель Законодательного cобрания Санкт-Петербурга третьего созыва Вадим Тюльпанов:

В парламенте - как на корабле...

- Работать с депутатами интересно, но сложно. Каждый из них - личность абсолютно самостоятельная, часто это люди амбициозные и упрямые. Но все они понимают, что эффективно вести в городе законодательную работу можно только совместно. Иначе бы работа парламента просто встала.

По первому образованию я судовой механик и довольно долго после окончания Макаровского училища работал по специальности. В парламенте - как на корабле, который вышел в море аж на четыре года: ни с кем нельзя ссориться, так как завтра вновь придется с теми же людьми делать общее дело. Дело это - разумное законодательное регулирование жизни нашего города, его развитие, спокойная и комфортная жизнь горожан, забота о тех, кто нуждается в помощи.

Если говорить о том, чего нам удалось добиться за время моего председательства, то скажу следующее. Например, основным содержанием предыдущего парламентского сезона можно назвать смену политической фазы в Петербурге и в стране в целом. В связи с этим приходилось принимать законодательные акты, часто изменяющие сами основы городской жизни. Я хочу напомнить, что осенью 2003 года, после губернаторских выборов, депутаты провели корректировку городского Устава, где прописали новые принципы формирования городского правительства. Количество чиновников уменьшилось, каждый из вице-губернаторов стал куратором нескольких комитетов, что, на мой взгляд, увеличивает ответственность самих членов правительства и усиливает контроль над действиями всех уровней исполнительной власти Петербурга.

Конечно, нельзя не упомянуть четыре важнейших закона, реформирующих систему ЖКХ. При принятии этих документов мы максимально предусмотрели возможность защиты интересов малоимущих категорий граждан и при этом запланировали поступление средств на капитальный ремонт домов.

Ведется активная работа над важнейшими законопроектами, определяющими новую социальную политику субъекта Российской Федерации, - "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" и "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге". Благодаря этим законам все социально незащищенные граждане Петербурга смогут получать реальную помощь.

В 2004 году мы впервые услышали ежегодное послание губернатора, что мне кажется очень показательным достижением, - так был наконец исполнен принятый нами еще несколько лет назад закон. Напомню, по результатам рассмотрения послания принимается постановление Законодательного собрания, которым уполномоченному органу Собрания поручается разработка проекта закона, содержащего систему целей развития города на перспективу и предстоящий год.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1994 - 2004 гг.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга - высший орган представительной власти субъекта Федерации - было образовано на основании указа президента Российской Федерации N 2252 "О реформе органов государственной власти в г. Санкт-Петербурге" от 25 декабря 1993 года. Петербургский парламент является преемником традиций Петроградского - Ленинградского - Санкт-Петербургского Совета депутатов трудящихся (народных депутатов) и размещается в Мариинском дворце, в котором в 1945 - 1993 годах находился Ленсовет.

Первый созыв

В 1994 году состоялись выборы в Законодательное собрание первого созыва, в результате которых было избрано 49 депутатов из 50. Депутат от округа N 45 был доизбран в 1997 году. В составе первого Собрания было 49 мужчин и одна женщина. Средний возраст депутатов составлял 56 лет. Около половины депутатов ранее работали в Верховном, городском и районных Советах. В начале своей деятельности Собрание руководствовалось утвержденным мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком "Положением о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга". Согласно этому документу депутаты работали без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.

Первое заседание нового городского парламента состоялось 14 декабря 1994 года. Председатель Собрания первого созыва - Юрий Кравцов, его заместители - Сергей Миронов и Виктор Новоселов. С 1994 по 1998 год было принято и подписано губернатором 224 закона Санкт-Петербурга.

14 января 1998 года был принят Устав Санкт-Петербурга. Главный городской закон установил полномочия органа представительной власти: утверждение бюджета, структуры органов исполнительной власти, программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, установление размеров налогов, сборов и иных платежей в бюджет. Согласно Уставу городской парламент определяет порядок распоряжения и управления собственностью Петербурга, правовые основы деятельности органов местного самоуправления на территории города, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, утверждает договоры Санкт-Петербурга, контролирует исполнение Устава, законов, бюджета города, осуществление программ и планов его развития. Законодательное собрание также присваивает звание "Почетный гражданин Санкт-Петербурга".

Изменились и основы депутатской деятельности: начиная со второго созыва петербургские парламентарии работают на постоянной основе.

Второй созыв

20 декабря 1998 года состоялся второй тур выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга второго созыва, по итогам которых были избраны депутаты по всем 50 округам. В составе собрания второго созыва работали 48 мужчин и 2 женщины. 26 парламентариев прежде работали в ЗС первого созыва.

Средний возраст депутатов второго созыва - 52 года.

Председатель Законодательного собрания второго созыва - Сергей Тарасов, его заместители - Сергей Миронов и Константин Серов. После избрания Сергея Миронова представителем петербургского парламента в Совете Федерации Федерального cобрания Российской Федерации заместителем председателя был избран Вадим Тюльпанов - будущий спикер Собрания третьего созыва.

Основными этапами работы депутатов в 1998 - 2002 годах стали: принятие 27 целевых программ, направленных на социальную защиту и охрану здоровья петербуржцев; формирование судебной ветви власти субъекта Федерации. В этот период во многом благодаря усилиям парламентариев городской бюджет приобрел такие черты, как прозрачность и социальная направленность.

В течение второго созыва принято и подписано губернатором 293 закона.

Половина принятых законопроектов внесена депутатами (237, или 50,4%), 65 (14%) - комитетами и постоянными комиссиями Законодательного собрания, 128 (27,2%) - губернатором Санкт-Петербурга, 40 (8,5%) - муниципальными образованиями города.

Третий созыв

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга третьего созыва были избраны в декабре 2002 года в ходе однотуровых выборов. Из 50 избранных депутатов 17 работали в Собрании первого и второго созывов, 19 - в Собрании второго созыва. Средний возраст парламентариев третьего созыва - 49 лет.

Первое заседание парламента в новом составе состоялось 8 января 2003 года.

Председателем Собрания третьего созыва был избран Вадим Тюльпанов, его заместителем - Юрий Гладков. В настоящее время в городском парламенте работают 47 депутатов (45 мужчин и 2 женщины): депутат Сергей Тарасов сложил с себя полномочия в связи с назначением его вице-губернатором Санкт-Петербурга, Александр Морозов и Юрий Савельев - в связи с избранием их депутатами Государственной думы Российской Федерации.

В первые годы деятельности нового состава городского парламента была практически решена важнейшая задача приведения нормативных актов Санкт-Петербурга в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. Благодаря своевременной корректировке городского избирательного законодательства удалось сохранить политическую стабильность в Петербурге и эффективно обеспечить выборы главы исполнительной власти после досрочного сложения полномочий губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым.

Петербургский парламент наладил конструктивное взаимодействие с новым губернатором города Валентиной Матвиенко. Важным этапом сотрудничества стало подписание плана законотворческой работы, совместно разработанного депутатами и сотрудниками исполнительных органов власти.

В период до 7 декабря 2004 года было принято и подписано губернатором 199 законов Санкт-Петербурга.

10 лет Законодательному Собранию Санкт-Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также