10 лет Законодательному Собранию Санкт-Петербурга

Дорогие друзья!

10 лет назад в нашем городе начал свою работу новый орган представительной власти - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Говоря о десятилетии петербургского парламента, не могу не вспомнить слова одного ближневосточного монарха о том, что если вы приоткрыли дверь демократии, закрыть ее будет очень трудно. Парламент как палата представителей разных слоев общества есть демократическое оружие против соблазнительной для любого лидера идеи узурпации власти. Существование всенародно избранного парламента - гарантия равновесия в обществе, показатель цивилизованных отношений между гражданами и властью.

За три созыва, как мне кажется, в нашем городе сформировались совершенно особые правила парламентаризма. Наших депутатов характеризуют чуткое отношение к наказам избирателей, конструктивное взаимодействие с исполнительной властью, готовность вести диалог с деловыми кругами города.

Надеюсь, что дальнейшая деятельность Законодательного Собрания Санкт-Петербурга будет не менее успешной и плодотворной, а наши преемники сохранят славные традиции петербургского парламентаризма и внесут свой вклад в процветание любимого города.

В. А. Тюльпанов, Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Петербургский парламент. Итоги работы

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга - высший орган представительной власти субъекта Федерации - было образовано на основании Указа Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина N 2252 "О реформе органов государственной власти в г. Санкт-Петербурге" от 25 декабря 1993 года. Петербургский парламент является преемником традиций Петроградского - Ленинградского - Санкт-Петербургского Совета депутатов трудящихся (народных депутатов) и размещается в Мариинском дворце, в котором в 1945 - 1993 годах находился Ленсовет.

Первый созыв

В 1994 году состоялись выборы в Законодательное Собрание первого созыва, в результате которых было избрано 49 депутатов из 50. Депутат от 45-го округа был доизбран в 1997 году. В составе первого Собрания было 49 мужчин и одна женщина. Около половины депутатов ранее работали в Верховном, городском и районных советах. В начале своей деятельности Собрание руководствовалось утвержденным мэром Санкт-Петербурга А. А. Собчаком "Положением о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга". Согласно этому документу депутаты работали без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.

Первое заседание городского парламента состоялось 14 декабря 1994 года. В тот день было опубликовано обращение к депутатам, подписанное академиком Дмитрием Лихачевым, неоднократной чемпионкой мира и Олимпийских игр Любовью Егоровой, выдающимся спортивным деятелем Михаилом Бобровым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В обращении говорилось: "Уважаемые депутаты Городского собрания! Помните, что вы прежде всего петербуржцы, а потом уже депутаты. На данном историческом отрезке времени необходим пример Согласия и Единства. Так пусть он исходит из нашего великого города. От этого зависит будущее не только Петербурга, но и всей России".

На первом заседании большинством голосов Городское собрание было переименовано в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

5 января 1995 года Председателем Собрания первого созыва был избран Ю. А. Кравцов. 12 апреля того же года депутаты избрали заместителями председателя С. М. Миронова и В. С. Новоселова.

Перед депутатами первого Законодательного Собрания стояли сложнейшие задачи создания законодательной базы, направленной на упорядочение городских финансов, поддержку экономики Петербурга, социальную защиту нуждающихся граждан, создание органов местного самоуправления. Все эти проблемы приходилось решать в период тяжелого экономического кризиса. С 1995 по 1999 год были приняты важнейшие законы, обеспечившие социальные гарантии жителям Санкт-Петербурга, сформировавшие в северной столице благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Важным этапом стал Закон "О целевых программах Санкт-Петербурга". Целевые программы - комплексы мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и улучшение качества жизни граждан Петербурга, - стали ценнейшим инструментом городской экономической, социальной и культурной политики. За десять лет работы депутаты Законодательного Собрания совместно с сотрудниками органов исполнительной власти разработали и приняли десятки таких программ, направленныхна поддержку промышленности и малого бизнеса, социальную защиту ветеранов, инвалидов, пожилых людей, детей из малообеспеченных семей и малоимущих граждан, профилактику тяжелых заболеваний, укрепление правопорядка и законности в Санкт-Петербурге.

14 января 1998 года на заседании Законодательного Собрания, "руководствуясь Конституцией России, исходя из ответственности за социальное, экономическое и культурное развитие Санкт-Петербурга, выражая волю и интересы жителей города", депутаты квалифицированным большинством в 34 голоса приняли Устав Санкт-Петербурга. Главный городской закон окончательно установил полномочия органа представительной власти: утверждение бюджета, структуры органов исполнительной власти, программ и планов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, установление размеров налогов, сборов и иных платежей в бюджет. Согласно Уставу городской парламент определяет порядок распоряжения и управления собственностью Петербурга, правовые основы деятельности органов местного самоуправления на территории города, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации, утверждает договоры Санкт-Петербурга, контролирует исполнение Устава, законов, бюджета города, осуществление программ и планов его развития. Законодательное Собрание также присваивает звание "Почетный гражданин Санкт-Петербурга". Изменились и основы депутатской деятельности: начиная со второго созыва, петербургские парламентарии работают на постоянной основе. Уставом была закреплена структура постоянных органов Собрания в составе двух комитетов - бюджетно-финансового и по законодательству - и семи постоянных комиссий: по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, по промышленности, экономике и собственности; по социальным вопросам; по здравоохранению и экологии; по образованию, культуре и науке; по вопросам правопорядка и законности; по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству. Также в структуре городского парламента создана Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга.

Помимо вопросов организации управления субъектом Федерации Устав утвердил важные нормы, направленные на сохранение неповторимого облика и высокой культуры города на Неве. Среди исторических традиций Петербурга, утвержденных главным законом: поддержание исторических и культурных традиций; сохранение памяти о жертвах революций, Гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады; национальное равноправие, свобода совести и убеждений.

Важным этапом деятельности Собрания первого созыва стало принятие Закона "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге". Учитывая специфику Санкт-Петербурга как города федерального значения, депутаты законом утвердили территории 111 муниципальных округов, соответствующие городским микрорайонам и городам-спутникам Санкт-Петербурга. Такая муниципальная структура позволила максимально приблизить органы местного самоуправления к избирателям с их конкретными проблемами.

С 1994 по 1998 год было принято Собранием и подписано главой исполнительной власти 224 закона Санкт-Петербурга.

Второй созыв

6 и 20 декабря 1998 года проходили два тура выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга второго созыва, по итогам которых были избраны депутаты по всем 50 округам. В составе Собрания второго созыва было 48 мужчин и две женщины. 26 парламентариев прежде работали в первом созыве. 14 июня 2000 года Председателем Законодательного Собрания был избран С. Б. Тарасов. Заместителями председателя стали С. М. Миронов и К. Н. Серов. После избрания Сергея Миронова представителем петербургского парламента в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вице-спикером был избран В. А. Тюльпанов - будущий Председатель Собрания третьего созыва.

В течение второго созыва депутаты Законодательного Собрания рассмотрели и приняли 470 законов, из них подписано губернатором 293 закона. Половина принятых законопроектов внесена депутатами (237, или 50,4%), 65 (14%) - комитетами и постоянными комиссиями Законодательного Собрания, 128 (27,2%) - губернатором Санкт-Петербурга, 40 (8,5%) - муниципальными образованиями города.

Собрание второго созыва направило значительные усилия на то, чтобы смягчить для горожан последствия тяжелого экономического и финансового кризиса 1998 года. С 1999 по 2002 год было принято 27 целевых программ Санкт-Петербурга, среди них такие, как "Дети-инвалиды", "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы", "Профилактика туберкулеза на 2000 - 2002 годы", "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге на 2000 - 2009 годы", "Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге на 2000 год", "Гериатрическая служба и система хосписов Санкт-Петербурга на 2001 - 2004 годы", "Профилактика диабета и его осложнений на 2001 - 2005 годы", "АН-ТИ-ВИЧ/СПИД", "Онкология на 2001 - 2005 годы", "Развитие службы крови в Санкт-Петербурге на 2001 - 2004 годы", "Молодежи - доступное жилье", "Организация и развитие общественных работ в Санкт-Петербурге на 2001 год", "Улучшение условий и охраны труда в Санкт-Петербурге на 2002 - 2005 годы", "Организация и развитие общественных работ в Санкт-Петербурге на 2002 - 2004 годы", "Создание системы комплексной реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге на 2001 - 2004 годы", "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2002 по 2005 год", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2005 годы", закон "Программа развития высшей школы Санкт-Петербурга на 2002 - 2005 годы", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Санкт-Петербурге на 2003 - 2005 годы".

В этот период во многом благодаря усилиям парламентариев городской бюджет приобрел такие черты, как прозрачность и социальная направленность.

Немаловажную роль сыграло Законодательное Собрание второго созыва в формировании судебной ветви власти Санкт-Петербурга. Был принят Закон "Об Уставном суде Санкт-Петербурга". Уставный суд рассматривает дела о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Уставу Санкт-Петербурга, дает толкование Устава Санкт-Петербурга. Активно формировался корпус мировых судей, назначаемых городским парламентом.

Третий созыв

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва были избраны в декабре 2002 года в ходе однотуровых выборов. Из 50 избранных депутатов 38 работали в Собрании второго созыва, из них 17 - первого и второго созывов.

Первое заседание парламента в новом составе состоялось 8 января 2003 года. Председателем Собрания третьего созыва был избран В. А. Тюльпанов, его заместителем - Ю. П. Гладков.

Депутаты Законодательного Собрания третьего созыва активно участвовали в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. По приглашению Собрания город посетили делегации законодательных органов власти 18 субъектов РФ. 22 - 25 мая в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга была проведена международная конференция городов и регионов-партнеров "Сохранение культурно-исторического наследия городов", в которой приняли участие 14 иностранных парламентских делегаций.

В первые же годы деятельности нового состава городского парламента была практически решена важнейшая задача приведения нормативных актов Санкт-Петербурга в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. Благодаря своевременной корректировке городского избирательного законодательства удалось сохранить политическую стабильность в Петербурге и эффективно обеспечить выборы главы исполнительной власти после досрочного сложения полномочий губернатором Санкт-Петербурга В. А. Яковлевым.

Петербургский парламент наладил конструктивное взаимодействие с новым губернатором города В. И. Матвиенко. Важным итогом сотрудничества стало подписание Плана законотворческой работы, совместно разработанного депутатами и сотрудниками исполнительных органов власти.

С 8 января 2003 года по 7 декабря 2004 года было принято и подписано губернатором около 200 законов Санкт-Петербурга, касающихся важнейших сфер городской жизни.

С 1994 года Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является членом Северо-Западной парламентской ассоциации (СЗПА), в которой петербургские законодатели координируют работу постоянного комитета по правовым вопросам.

Развиваются и международные связи городского парламента: заключены соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Бюргершафтом Вольного и Ганзейского города Гамбурга (Германия); Постоянным комитетом Собрания народных представителей города Шанхая (Китай); Городским собранием Таллина (Эстония); Городским советом города Гданьска (Польша); Городским советом города Кракова (Польша); Советом области Ломбардия (Италия); Советом депутатов Гмины Варшава-Центр (Польша); Лагтингом Аландских островов (Финляндия).

Прошедшие десять лет убедительно доказали: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является эффективным и влиятельным органом представительной власти субъекта Федерации. Депутаты Собрания успешно защищают интересы петербуржцев как на городском, так и на федеральном уровне. Растущее количество обращений граждан к парламентариям показывает: доверие людей к законодательной власти растет.

Материал подготовлен Управлением по информации и общественным связям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Обидеть депутата может каждый  »
Юридические статьи »
Читайте также