Автогражданка зависла в правительстве Пробуксовка

Похоже, сбываются худшие предсказания скептиков, неоднократно заявлявших с начала года, что вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" правительство отложит. До 1 июля осталось всего три месяца, а в планах правительства до сих пор нет времени и места для документов по автогражданке.

Это только кажется, что страховым компаниям не нужно времени на подготовку к вступлению в действие закона - ведь они уже не первый год работают с автогражданкой в добровольном порядке. Но если посчитать, сколько месяцев нужно всем заинтересованным сторонам и прежде всего компаниям для того, чтобы страхование из добровольного перевести на обязательные рельсы, становится ясно, что посрамить пессимистов не удастся. Даже если правительство вдруг опомнится и на ближайшем заседании рассмотрит документы, необходимые для вступления закона в силу, за три месяца никто к автогражданке подготовиться не успеет.

Сначала исполнительная власть должна утвердить тарифы обязательного страхования, со всеми повышающими и понижающими стоимость страховки коэффициентами. Единого мнения о том, какие они должны быть, нет до сих пор - есть лишь уверения в том, что консенсус близок.

Далее правительство должно утвердить условия лицензирования страховых компаний, которые будут допущены к работе по обязательному страхованию ответственности водителей. Потом страховые компании, "проходящие" в установленные правительством рамки, должны пройти это лицензирование. Сейчас получение лицензии в Минфине занимает срок от полугода до года, поэтому вряд ли стоит надеяться, что до 1 июля кто-то ее получит. Даже если учитывать, что для тех, кто сейчас продает полисы добровольного страхования, условия прохождения лицензирования будут упрощены, в три месяца большинство компаний не уложится.

Когда все правила, тарифы и условия лицензирования будут утверждены, страховые компании должны заказывать единые бланки страховых полисов и наклейки на автомобили, в которых будет указано, у какого страховщика застрахована ответственность водителя каждой машины. Это тоже дело нескольких недель, а то и месяцев, учитывая, что нужда будет у всех компаний, то есть спрос на типографские услуги резко вырастет.

И главный вопрос, на который пока никто не может ответить, - как будут сочетаться полис обязательного страхования и полис добровольного? Ведь закон не может иметь обратной силы, и если после введения норм обязательного страхования все купленные ранее добровольно полисы правительство объявит недействительными, это будет прямым нарушением конституционных прав граждан. Если же к добровольным страховкам клиентов обяжут докупать еще и обязательные, то выйдет не очень красиво, потому как получится, что людей за одну и ту же услугу вынуждают платить дважды. По мнению экспертов, было бы правильнее приравнять купленный добровольный полис к обязательному до истечения его срока, а с момента вступления в силу закона вообще прекратить продажу полисов добровольного страхования.

Но последнее слово всегда остается за правительством. А оно пока не сказало ни одного слова о том, в каком виде будет работать закон. Страховщики отмечают, что в последние месяцы стали падать объемы продаж добровольных полисов. В этом нет ничего удивительного - страна затаилась и ждет 1 июля. Но рано или поздно правительству придется сознаться, что к назначенному сроку, как обычно, ничего не готово.

Елена Гостева

Споры о базовой ставке тарифа по автогражданской ответственности продолжаются.  »
Юридические статьи »
Читайте также