Жилищно-Коммунальные Химеры?

В минувший четверг депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приняли во втором чтении пакет законов, реформирующих городскую систему жилищно-коммунального хозяйства.

О грядущей реформе жилкомхоза вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен впервые заговорил еще в конце прошлого года, вскоре после своего назначения на должность. Уже тогда, по его словам, в Смольном был почти разработан план реформы ЖКХ, главным приоритетом которой должно было стать "удовлетворение нужд граждан". Что именно являлось приоритетом деятельности правительства в данной области в предшествующий период, Олег Арвович, правда, не уточнил, зато подчеркнул, что в результате предстоящего реформирования произойдет кардинальное изменение схемы финансовых потоков, поскольку в систему управления ЖКХ будут введены рыночные механизмы.

Однако на эти прогрессивные преобразования, тогда же напомнил г-н Виролайнен, нужны деньги - десятки миллионов рублей. Планировалось, в частности, привлекать бюджетные ресурсы, а также "использовать заемные источники для финансирования наиболее эффективных инвестиционных проектов в городском хозяйстве". О неизбежном повышении тарифов тогда было сказано как-то вскользь, не в связи с общим сугубо прогрессивным реформаторским почином.

В апреле текущего года на рассмотрение Законодательного Собрания Смольным была представлена "Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 гг."), основным содержанием которой явился пакет законов о повышении платы за услуги ЖКХ.

Обсуждение законопроектов сразу затянулось - так же, как и рассмотрение предложенных к ним депутатских поправок. И хотя проблема все время была у всех на слуху, СМИ - особенно электронные - не уделили ей достаточного внимания, чем и объясняется серьезная недоинформированность горожан по весьма важному для них вопросу. "Не секрет, что у нас многие средства информации достаточно ангажированы, тенденциозны и не любят передавать неприятные для Смольного вещи", - отмечает в этой связи один из критиков предложенного варианта реформы депутат ЗакСа Михаил Амосов.

Но прежде чем разъяснить претензии к реформаторам, есть смысл попытаться раскрыть суть их дерзкого замысла.

Упомянутая "Концепция" дает подробную справку о наличных проблемах ЖКХ и делает вывод о необходимости принципиального изменения всей хозяйственной системы Петербурга. При этом подчеркивается, что преобразования должны происходить поэтапно, и приводится детальное описание из трех периодов реализации реформы.

"Концепция" включает в себя следующие разделы: "Создание условий для реформирования городского хозяйства", "Жилищное хозяйство", "Энергетика и инженерное обеспечение", "Транспорт", "Дорожное хозяйство", "Обращение с отходами", "Информационное обеспечение реформирования городского хозяйства". Это - семь свай в основании фундамента, над которым уже к 2010 году, по замыслу Смольного, должно подняться модернизированное здание городского ЖКХ, созданного на основе новейших технологий, с улучшенным качеством обслуживания жильцов.

Радость от ознакомления с текстом "Концепции" еще более возрастает, когда приступаешь к изучению четко сформулированных принципов реформирования ЖКХ. Это: создание реальных механизмов регулирования хозяйственных процессов, предоставление населению возможности управления хозяйственными объектами и, конечно же, привлечение инвестиций.

По планам разработчиков, благоприятные условия для появления этих инвестиций не могут не возникнуть после создания конкурентных отношений в сфере выработки энергоресурсов и поставки коммунальных услуг, в результате чего произойдет качественное улучшение состояния всей городской инфраструктуры. Кроме того, в тексте проекта обозначен план формирования реестра предоставляемых услуг и перехода к адресной социальной поддержке населения Санкт-Петербурга. Проще говоря, каждому горожанину будет известно, сколько и за что он платит, а также, куда именно пойдут эти деньги.

Несмотря на внешнюю привлекательность этой доктрины, споры вокруг внесенного в ЗакС пакета реформ длятся уже месяц и постоянно дополняются обсуждением все новых и новых поправок. Наиболее четко суть основных претензий депутатов была обозначена в поправках, разработанных комиссией ЗакСа по городскому хозяйству, которую возглавляет Михаил Амосов. Так, признавая неизбежность повышения стоимости жилищных услуг (эти цены не изменялись уже несколько лет и уже в силу одного этого не могут считаться обоснованными), депутат настаивает на том, что увеличение тарифов должно быть экономически аргументированным и четко соответствовать инфляционной составляющей. Тарифы же, которые хочет в рамках реформы ЖКХ утвердить Смольный, по расчетам специалистов, "перекрывают" инфляцию в 6-7 раз.

Далее. "Концепция" заявляет о намерении власти создать "прозрачный механизм формирования тарифов". В этот же раз необходимая в подобных случаях независимая экспертиза проводилась ЗАО "Аудиторская фирма "КОНСАЛТ", которая, как установила Контрольно-счетная палата, не имела на это достаточных полномочий, поскольку была выбрана не на конкурсной основе. Торопливость администрации в деле введения новых тарифных ставок - уже с 1 июля этого года - некоторые депутаты объясняют желанием поскорее получить от населения "живые" деньги.

Так как конкретные действия Смольного с самого начала стали расходиться с положениями предложенной им же "Концепции", нет ничего удивительного в том, что очень многие поправки депутата Амосова текстуально почти полностью совпадают с соответствующими положениями "Концепции", которые чиновники постарались "обойти" при составлении конкретных законопроектов.

Так, поправка о необходимости принятия перечня и критерия оценки качества услуг, которые люди получат за свои деньги, во многом соответствует одному из главных принципов документальной правительственной разработки - "формирование реестра социальных услуг" и "совершенствование механизмов социальной защиты населения при их оплате". Но после заседания ЗакСа 19 мая вице-губернатор Олег Виролайнен заявил категорически: "Что касается принятия перечня услуг и снижения платы в случае снижения качества, то стандарты обслуживания уже были нами разработаны и опубликованы, а контроль качества находится в компетенции федерального правительства, и Петербург не может вмешиваться в этот процесс". Таким образом, выходит, что все соответствующие обещания "Концепции" изначально являлись "бутафорскими фруктами".

Предложение Амосова ввести в закон упоминание о том, что в ходе реформирования должен осуществиться переход к подомовому принципу управления жилищным фондом (то же предоставление населению возможности управления, что и в "Концепции"), также не было признано Виролайненом необходимым. Вице-премьер заявил, что правительство и так "уже двигается в этом направлении, и вопрос может быть решен в рабочем порядке другими документами администрации". Может быть решен, а может - и не быть. И почему, если и вправду может, то уже не прописан в нынешних законопроектах?

Итак, противоречий между планом Смольного и поправками ЗакСа, казалось бы, нет. Но, сетует Амосов, "когда доходит дело до реальных законопроектов, то Смольный отстаивает другую позицию... Нам предлагают просто "закачать" деньги в жилищную систему, а она их переварит".

Со своей стороны депутат Алексей Ковалев, который неоднократно предлагал сделать все голосования по этому законопроекту тайными, также сокрушается: "Давление со стороны исполнительной власти столь велико, что депутаты многих фракций не решаются голосовать открыто в пользу населения".

В ходе итогового голосования 20 мая критики Смольного остались в меньшинстве. Таким исходом остался вполне доволен спикер городского парламента Вадим Тюльпанов, не ощутивший, по его словам, со стороны Смольного никакого вмешательства в работу депутатов. В свою очередь, Михаил Амосов выразил в этой связи крайнее недовольство, так как принципиальные, на его взгляд, поправки (которые, напомню, соответствуют разработанной правительством "Концепции") были отвергнуты: "Правительство просит доверять ему, но когда встают конкретные вопросы реформирования ЖКХ, оно выступает против предложений по реформе".

Часть поправок (из значительных: об установлении ЗакСом, а не Смольным тарифов на центральное отопление, а также размера платы за найм жилья и об увеличении социальной нормы жилья - по более высоким тарифам будет оплачиваться меньшее количество метров) все же была принята. Олег Виролайнен не считает внесенные изменения кардинальными. "Но те поправки, которые были внесены, потребуют от нас дополнительной работы", - не смог не добавить он.

Пожалуй, не сильно ошибусь, если скажу, что, по мнению очень многих депутатов, в действительности администрация Петербурга не хочет реальной реформы, а просто - как и в приснопамятном 1997 году, когда тоже, напомню, речь шла о "комплексной реформе", а на деле все свелось к банальному повышению тарифов, - попросту ищет источник дополнительных миллиардов. И потому вместо решения острейших жилищных проблем, связанных с деятельностью (а точнее, бездействием) равнодушных к претензиям горожан жилищно-эксплуатационных служб, вместо децентрализации управления жилищным имуществом и передачи его в ведение полновластных органов местного самоуправления, правительство позволяет депутатам лишь наносить легкий законодательный грим на "звериное лицо" существующей бюрократической системы. Реформировать же эту систему радикально не позволяют строгие нормы федеральных законов.

Третье, окончательное чтение законопроектов состоится, скорее всего, 2 июня.

Екатерина Семыкина

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга рассмотрели во втором чтении законопроект об оплате сверхнормативной площади жилья.  »
Юридические статьи »
Читайте также