Реформу ЖКХ начинают углублять

Вчера на заседании городского правительства спорили о стандартах на обслуживание домов, о преобразовании жилищных агентств и порядке установления тарифов.

Заседание петербургского правительства началось с минуты молчания в память жертв беспрецедентного по жестокости теракта в Беслане. Только что вернувшаяся из Северной Осетии губернатор города Валентина Матвиенко коротко рассказала о том, как переживают жители маленького городка свою трагедию. Выразив удовлетворение по поводу того, что Петербург и петербуржцы одними из первых откликнулись на призыв помочь Беслану, губернатор заявила о достигнутой ею с президентом Северной Осетии А. Дзасоховым договоренности уточнить конкретную форму этой помощи, которая будет оказана незамедлительно. Ну а затем правительство приступило к обсуждению актуальных городских проблем.

Получив первые деньги от горожан по существенно повышенным жилищным тарифам, исполнительная власть наконец-то взялась за реальное углубление начатой реформы ЖКХ. Вчера в Смольном, в частности, обсуждалось постановление о стандартах жилищных услуг населению. Речь о том, чтобы сделать максимально прозрачными для горожан расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования, инженерных систем и оборудования жилых домов, санитарное содержание придомовых территорий. Рассматривавшийся проект специалистов жилищного комитета предлагает ввести четыре разных стандарта. При минимальном стандарте, когда на один квадратный метр жилья расходуется 5,66 рубля, обслуживающая дом организация гарантирует людям безопасное проживание. Удовлетворительный стандарт в 8,78 рубля предполагает уже, в частности, планово-профилактические ремонты.

Базовый же или оптимальный стандарт, при котором жильцы будут обслуживаться с улучшенным качеством, стоит 12,22 рубля. И наконец, предусмотрен некий повышенный стандарт для обслуживания элитного жилья, плата за который вчера пока даже не называлась. Надо учесть, что эта плата складывается из платежей населения по конкретным статьям расходов, льгот и компенсаций (если они кому-то положены) и дотаций из бюджета.

Предполагается, что любой дом или даже отдельный подъезд на собрании жильцов сможет выбирать себе любой из вышеперечисленных стандартов. Ясно, что проще это будет сделать при наличии сформированного ТСЖ или домового комитета.

Губернатор В. Матвиенко настаивала, однако, на том, чтобы в правительственном постановлении был обозначен лишь один базовый стандарт. По ее выражению, все иные стандарты - "от лукавого". Имея же одну реальную базу гарантий обслуживания, население ясно будет представлять себе, за что платит по установленным жилищным тарифам. В жилищном же комитете, повторяем, полагают, что экономические отношения между заказчиком и подрядчиком в сфере ЖКХ оптимальнее регулировать с помощью четырех стандартов.

Губернатор указала также, чтобы, вводя стандарты обслуживания, населению оставляли право требовать предоставления оплачиваемых услуг - вплоть до суда. Все это нужно будет четко прописать в соответствующих нормативных документах. Так или иначе, но на окончательную доработку постановления дана еще неделя.

А вот о том, какие новые экономические субъекты должны будут появиться в ближайшее время в многострадальном нашем жилкомхозе, в Смольном спорили вчера свыше двух часов. Жилищный комитет предлагает разделить в нынешней системе жилищных агентств (ГУЖА) функции заказчика и подрядчика, сделав последним акционерные общества со стопроцентным городским уставным капиталом. Перспективная цель - заинтересовать эти ОАО в получении прибыли, внедрить наконец в системе ЖКХ долгожданную конкуренцию, которая только и способна повысить качество обслуживания жилого фонда. Как видим, связь с введением жилищных стандартов прослеживается самая прямая.

Предполагается, что ГУЖА будут выполнять функции представителя собственника жилья на конкретной территории, планировать городские заказы на жилищно-коммунальные услуги, контролировать их исполнение и т. д. А вот новоявленные ОАО займутся непосредственно предоставлением этих услуг. Постепенно, увидев возможность получать прибыль, к ним подключатся частные компании. Возможна также продажа городских пакетов акций этих предприятий и т. д. Таким образом Смольный и намерен внедрить в ЖКХ настоящий рынок.

Саму концепцию этой серьезной реформы в сфере управления ЖКХ вчера никто начисто не отвергал. Полемика же шла в основном по поводу того, кто будет командовать ГУЖА в их новом качестве и новыми предприятиями жилкомхоза. Одни предлагали ГУЖА оставить в подчинении жилищного комитета, другие - отдать в районные администрации.

Изрядную долю скепсиса в дискуссию внес старейшина депутатского корпуса ЗакСа Владимир Гольман. Он полагает, что, вложив в уставный капитал будущих ОАО на первом этапе всего по 50 тысяч рублей из резервного фонда губернатора (так прописано в проекте постановления), мы обречем эти предприятия на скорое банкротство. Ведь с первых дней их существования возникнут серьезные проблемы с техникой, оборудованием, помещениями, кадрами и т. д. По мнению депутата, целесообразнее было бы начать с эксперимента на базе одного-двух районов, а уж в случае его успеха двигать реформу вширь. Кроме того, В. Гольман считает непременным условием преобразований ЖКХ внедрение энергосберегающих технологий строительства и ремонта домов.

В ответ Валентина Матвиенко заявила, что ОАО как раз и будут создаваться для внедрения передовых технологий, позволяющих им экономить каждую копейку и пускать ее в развитие отрасли. По ее мнению, пора наконец проявить политическую волю и решительно сломать старую порочную систему монополизма ГУЖА: "Хватит экономических экспериментов, нам нужны эффективные механизмы работы всей системы!"

Окончательный текст постановления поручено доработать в недельный срок, но, по словам вице-губернатора Олега Виролайнена, уже к 15 сентября жилищный комитет должен получить от районных администраций конкретные предложения по составу и роду деятельности будущих жилищных ОАО. Словом, слом старой управленческой системы ЖКХ решено начать без раскачки и с одной только оговоркой: договоры с энергетическими монополистами будут действовать старые, подписанные нынешними ГУЖА. Иначе зимой рискуем иметь проблемы с теплом, газом и электричеством.

Вчера же принято важное постановление по тарифной политике в городе. Оно направлено на упорядочение системы формирования тарифов на различные услуги населению - от подачи газа и тепла до сфер образования, здравоохранения, социального обслуживания и т. д.

Сегодня у нас тарифы на тепло для населения устанавливает городское правительство, а для юридических лиц - Региональная энергетическая комиссия. Тарифы на воду и канализацию горожанам принимает в виде закона ЗакС, а для предприятий и учреждений - Смольный. Все это означает, по мнению губернатора, отсутствие тарифной политики как таковой. Предлагается сосредоточить регулирование большинства тарифов в руках правительства и установить при этом четкие правила: менять тарифы не чаще, чем раз в год и до принятия очередного бюджета, установить порядок оплаты за подключение к сетям естественных монополий и т. д.

Разумеется, для реализации этих планов нужно и согласие ЗакСа. Но губернатор считает, что передача Смольному всех полномочий по установлению тарифов даст больший простор для экономических маневров, позволит более рационально формировать бюджет и даст дорогу новым инвестиционным проектам.

Что ж, масштабности всех этих реформаторских планов Смольного можно только порадоваться. При условии, конечно, что реализация этих программ обернется реальным повышением качества жизни петербуржцев.

Александр Рабковский

Конкуренция спасет ЖКХ?  »
Юридические статьи »
Читайте также