Или право имеешь как лучше учиться, чтобы найти работу

Диплом о высшем образовании дает человеку право на амбиции. Увы, ничего другого этот документ не гарантирует. Работодатели не пишут объявлений: "Требуется специалист с высшим образованием". Они предпочитают дополнить список еще десятком подробностей.

Непопулярные прогнозы

Вузы сегодня оказались в непростом положении. При отсутствии обязательного распределения они все же чувствуют моральную ответственность за будущее своих выпускников. Между тем угадать, какие будут нужны специалисты через несколько лет, нелегко. "На уровне сиюминутных заказов могут работать только курсы повышения квалификации", - говорит председатель комитета по науке и высшей школе Петербурга Александр Викторов.

Чтобы понять, какие требования будут предъявляться к специалистам в 2010 году, нужно представлять, каким через 5 лет станет рынок и какие приоритеты выберет государство. В Министерстве образования и науки говорят, что в некоторых регионах "есть изумительные примеры подобных прогнозов. Однако по стране такая мозаика складывается сложно".

Чиновники пытаются вести диалог с объединениями работодателей, утверждая, что готовы вместе с ними разрабатывать образовательные стандарты. Представители бизнеса утверждают, что готовы к сотрудничеству, но пока реальную активность проявила лишь сфера сервиса - и образовательные стандарты по этим специальностям уже есть. В Петербурге пока существует лишь прогноз, касающийся востребованности на рынке труда выпускников ПТУ.

В Госдуме готовится закон об участии работодателей в прогнозировании рынка труда. Это значит, что им придется нести ответственность за трудоустройство молодых специалистов, обученных по их рекомендации. Впрочем, под прогнозами сегодня актуально понимать не список: сколько нужно будет инженеров, а сколько - переводчиков, а ключевые компетенции. Мы привыкли воспринимать профессию как некую сумму раз и навсегда усвоенных знаний. Однако в современном мире человек с несколькими дипломами о высшем образовании может в новых условиях оказаться некомпетентным.

Диплом - не догма

Сегодня все больше людей понимают, что совершенно нормально менять профессию: "Вузам не нужно стесняться того, что многие выпускники работают не по специальности, - считает Александр Викторов. - Зато хорошим показателем для вуза могут стать данные о том, сколько раз их воспитанники успешно сменили профессию".

Кстати, известно, что взрослые - гораздо более серьезные потребители образования. Для них лекции перестают быть отвлеченной теорией. И студенты, начинающие работать на старших курсах, тоже воспринимают процесс обучения весьма практично. В этом отношении логичной выглядит европейская двухступенчатая система: бакалавриат - магистратура. Молодой человек получает степень бакалавра и идет работать. Через несколько лет он возвращается в университет, понимая, каких еще знаний ему не хватает. Такое обучение можно признать осмысленным и полезным. У нас европейский вариант пока не прижился, хотя и введен практически повсеместно. К степени бакалавра не относятся серьезно и за высшее образование не считают. В результате, отучившись четыре года, большинство молодых людей пытаются непременно поступить в магистратуру.

Неопытных никто не любит

Хорошие вузы заботятся о том, чтобы у студентов к получению диплома уже появился практический опыт. Некоторые учебные заведения даже заключают с партнерами договоры, согласно которым работа практикантов заносится в трудовую книжку.

На гуманитарном факультете Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", где ведется подготовка по специальностям "Связи с общественностью" и "Теория и практика межкультурной коммуникации", отказались от узкой специализации, таким образом увеличив шансы выпускников на трудоустройство. Молодые люди могут работать (и действительно находят себе применение) не только в сфере связей с общественностью, но и в журналистике, и в маркетинге. Особое внимание в этом вузе уделяется иностранным языкам. На английский выделено почти в два раза больше времени, чем того требует образовательный стандарт. Плюс обязательный второй иностранный язык.

Еще одним существенным преимуществом здесь не без оснований называют хорошо налаженную практику. Компании обращаются в вуз с просьбой прислать на работу студентов. В результате серьезным конкурентным преимуществом выпускников становится реальный опыт, который так ценят нынче придирчивые работодатели. Кстати, на факультете не скрывают, что очень внимательно прислушиваются к рекомендациям работодателей и к мнению своих выпускников, уже делающих успешную карьеру в различных фирмах.

Во многих высших учебных заведениях существуют свои биржи труда. Добросовестных, трудолюбивых и активных студентов на стажировке и преддипломной практике замечают и, как правило, делают предложение. Умные студенты соглашаются, даже если им не обещают сразу оклад в 1000 долларов и отдельный кабинет. Кстати, последнее замечание - не просто ирония. Завышенные требования претендентов на вакансии - одна из проблем, с которыми нередко приходится сталкиваться сотрудникам рекрутинговых компаний и специалистам по персоналу.

Виктория Яковлева

Экоаудиторы объединились в палату  »
Юридические статьи »
Читайте также