"Венок" налогов

Контуры будущих налоговых поступлений в федеральный бюджет в основном определены. Вчера бюджетный комитет Госдумы совместно с Минфином определился с последними законопроектами из правительственного пакета налоговой реформы.

Из двух самых "зловредных", от которых стонут отечественные товаропроизводители, — НДС и единого социального (ЕСН) — решена судьба первого, другой перенесен на осень. Состязались два проекта — правительственный и депутатский. Победителем, как водится, оказался вариант, подготовленный Белым домом. Снижение НДС в 2004 году предусмотрено всего на 2%, тогда как думцы посчитали это недостаточным, предложив уменьшить налоговую нагрузку на 4%. Иначе, по их аргументации, реальных предпосылок для повышения деловой активности, увеличения темпов экономического роста не будет создано. После чего рекомендовали палате принять правительственный вариант.

Кстати, такие же разногласия запрограммированы и с ЕСН: правительство собирается сократить его с 36 до 30%, тогда как депутаты настаивают на 24%. Но, как пояснил "Времени МН" член бюджетного комитета Иван Федоткин, правительство осторожничает не случайно, опасаясь провалов со сбором поступлений в казну. В этом случае ему придется пройтись "секирой" по всем статьям и без того малокровных расходов. И тем не менее, убежден депутат, даже такое снижение общего налогового бремени для экономики — благо.

Сегодняшнюю пропорцию распределения налоговых поступлений — 37 на 63 в пользу федерального центра необходимо менять, подтвердил в беседе с нашей газетой зампред бюджетного комитета Думы Виталий Шуба. "Сейчас готовятся предложения правительства, совпадающие с нашими: налоги необходимо распределять не ежегодно при рассмотрении бюджета, а закрепить на долговременной основе в Бюджетном кодексе, расписать их по уровням бюджетной системы сообразно реальным расходам. Иначе говоря, сперва распределить обязанности на каждом уровне, а в соответствии с ними — и налоговые поступления", — считает Виталий Шуба.

Оценивая в целом налоговый пакет как шаг вперед, с отдельными новациями парламентарий не согласен. В частности, ставку налога на имущество предприятий правительство предлагает увеличить с 2 до 2,6%, тогда как бюджетный комитет готов пойти максимум на 2,2%. На это есть вполне весомые резоны: "Сегодня у многих хозяйствующих субъектов основные фонды не загружены, они их вынуждены содержать, платить налог, и при значительном его увеличении хозяйствующие субъекты будут попросту избавляться от простаивающего оборудования, ликвидируя потенциал для экономического роста", — объясняет Виталий Шуба.

Комитет рекомендовал также к принятию законопроекты об индексации ставок акцизов на газ, заметив, что "значительного увеличения внутренних тарифов не произойдет" — рост их в будущем году составит всего каких-то 20%. Одобрено и дополнение в статью 35 закона "О таможенном тарифе". Депутаты решили выпустить на волю оборудование и комплектующие, закупленные предприятиями за границей по связанным кредитам. Несчастная техника годами лежат на таможенных складах по причине отсутствия у заводчан средств на уплату пошлин.

Налоговый "венок", обрамляющий проект бюджета на 2004 год, депутаты намерены принять в первом чтении в июне.

Сергей Гук

Бюджет-2004 скроен Властям всех уровней придется учиться экономить  »
Юридические статьи »
Читайте также