Перессуды

На этой неделе в Уставном суде должен завершиться торг между депутатами городского Законодательного собрания и губернатором. Процесс по иску депутатов о несоответствии главного финансового закона Петербурга Бюджетному кодексу длится с середины марта. Окончательное решение Уставный суд должен был вынести на прошлой неделе. Но этого не произошло — дипломатично заболел один из судей.

Предполагается, что вердикт суд вынесет только во вторник. Требование истцов — депутатов Законодательного собрания Петербурга — ограничить возможности губернатора в переводе бюджетных средств с одной статьи расходов городской казны на другую. Это ответ губернатору на ликвидацию им так называемой коллективной поправки, которая позволяла народным избранникам тратить часть бюджетных денег на нужды округов по своему усмотрению.

Ранее депутаты совершенно на законных основаниях сами распределяли 2% расходной части бюджета города на нужды своих округов, что противоречило Бюджетному кодексу России. Но до прошлого года на это никто не обращал внимания. Всем было удобно: депутаты принимают бюджет, а губернатор утверждает перечень объектов, которые должны быть построены или отремонтированы на депутатские деньги. Все это называлось коллективной поправкой к бюджету города. Против нее выступал лишь председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга Дмитрий Буренин, называя ее «откатом» для депутатов. Действительно, народные избранники, используя бюджетные средства, могли убить двух зайцев сразу. С одной стороны, деньги шли на благие дела для района, повышая рейтинг депутата среди жителей округа, с другой — «заказ» можно было адресовать определенной фирме, которая в свою очередь «благодарила» депутата.

Но в прошлом году все изменилось. По распоряжению губернатора все средства, направляемые депутатами на нужды районов, следовало согласовывать с профильными комитетами. Затем вышло еще одно распоряжение градоначальника — 316-ра, по которому все права согласования расходования средств из депутатского фонда передавались главам районных администраций, а они, как известно, назначаются губернатором.

В ответ последовал иск в Уставный суд от 13 депутатов с требованием признать ряд пунктов статьи 20 уже принятого закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год» не соответствующими федеральному и местному законодательству. В первую очередь имеется в виду право администрации города перераспределять 10% доходной части бюджета между его распорядителями. То есть перебрасывать эти средства с одной статьи расходов на другую. А сумма эта немалая, ведь общий объем поступлений в городскую казну на 2003 год запланирован на уровне 76 млрд рублей. В результате «маневренный» фонд администрации составляет 7,5 млрд рублей.

Уставный суд вызвал в качестве свидетелей главу КСП Петербурга Дмитрия Буренина, бывшего руководителя комитета финансов, а ныне депутата Госдумы Игоря Артемьева, а также нынешнего руководителя комитета финансов Виктора Кротова. Все они согласились с тем, что статья 20 петербургского закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год» не соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Тем не менее пока Уставный суд не потребовал, чтобы признание закона недействительным было отменено, ведь это означало бы признать недействительным весь бюджет текущего года. То есть город остался бы без ранее утвержденного финансового плана.

Однако суд заинтересовался расходованием средств из так называемого резервного губернаторского фонда, который в соответствии с Уставом составляет 1% от расходной части бюджета, то есть порядка 760 млн рублей. По словам Игоря Артемьева, он в бытность главой комитета финансов требовал, чтобы расходование средств из фонда было четко оговорено либо законом, либо распоряжением губернатора. Более того, он как представитель законодательной власти страны подчеркнул, что готов выступить с инициативой, ужесточающей условия трат главами исполнительной власти своих резервных фондов.

Решение Уставный суд примет в ближайшее время. Но каким бы оно ни было, скорее всего, оно будет иметь политическую окраску. Ведь сложно предположить, что суд потребует пересмотра уже утвержденного бюджета на 2003 год. Ведь это привело бы к хаосу в городских финансах. По всей видимости, решение суда будет рекомендательным. Однако то, что Контрольно-счетная палата начнет пристальнее следить за расходованием средств из резервного фонда администрации Санкт-Петербурга, можно предсказать уже сейчас.

Районную власть наградили миллионами  »
Юридические статьи »
Читайте также