С 1 июля отменена стандартизация информации для потребителей, наносимая на продукты питания.

По требованию Минюста России Госстандарт России отменил ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Таким образом, потребителю будет выдаваться только минимум обязательной информации, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и рядом правительственных актов. Но законодательство не учитывает особенности производства и продажи отдельных видов товаров.

Спор за действовавший почти пять лет ГОСТ возник летом 2002 года, когда Госстандарт России внес в него поправки, предусматривающие нанесение при маркировке продукции помимо срока годности дополнительно даты выпуска (розлива) пива. Против этого выступила одна из крупнейших цеховых лоббистских организаций – Союз российских пивоваров. «Для нанесения даты розлива производителям пивобезалкогольной продукции необходимо затратить для перенастройки маркиратора примерно 8–10 тысяч евро только на одну линию розлива. В масштабах отрасли это будут многомиллионные необоснованные расходы», – констатировали в пресс-службе Союза.

Пивовары направили в Правительство России и Минюст протесты, подтверждающие, что в данном ГОСТе имеются нормативные требования, но документы не проходили обязательной регистрации в Минюсте. Помимо этого, оспариваемые акты были приняты с нарушением утвержденного самим Госстандартом России Порядка разработки государственных стандартов в части несогласования изменений и поправок с профильными министерствами и ведомствами.

Предполагалось, что спорные поправки должны были вступить в силу с 1 июля. На переходный период технической реформы (до 7 лет) ГОСТ Р 51074-97 включался в перечень стандартов, требования которых оставались на этот период обязательными.

Министерство юстиции России провело правовую экспертизу всего ГОСТа, обосновывая это поступающими запросами, и предложило его отменить. По мнению экспертов высшего органа юстиции, указанный стандарт содержит правовые нормы, которые подлежат государственной регистрации. Как сообщила журналисту «Кадис ПРЕСС» советник председателя Госстандарта России по связям с общественностью и СМИ Наталия Иванова, на запрос о конкретизации правовых норм, содержащихся в стандарте, ответа из Минюста России не поступило. 27 июня Комитет отменил действие ГОСТа.

Стороны конфликта по-разному оценивают последствия отмены информационных стандартов в такой важной отрасли, как безопасность пищевых продуктов для потребителей. В Союзе российских пивоваров уверены, что новация «носит для отечественных производителей, в том числе и для пивоваренной отрасли, положительный эффект». Иное мнение у Наталии Ивановой: «Учитывая постоянную востребованность заинтересованных предприятий и организаций в практическом применении ГОСТа, Госстандарт России настаивал повторно рассмотреть вопрос о возможности дальнейшего использования стандарта с внесением в него при обоснованной необходимости соответствующих изменений и дополнений. Дальнейшую работу по установлению требований, направленных на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, планируется проводить в рамках разработки первоочередного технического регламента «Об этикетировании пищевых продуктов», включенного в проект программы разработки технических регламентов на 2003–2010 годы.

Мировые стандарты для России Сегодня вступает в силу Закон "О техническом регулировании"  »
Юридические статьи »
Читайте также