Закон против контрафакта Закон "О защите прав потребителей" был принят в нашей стране лишь в 1992 году.

Зато сразу стал самым работающим. Новые поправки в законодательство, по мнению зампреда думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Петра Шелища, еще более цивилизуют экономику.

— Насколько значимы изменения?

— Изменения будут кардинальными. Размах контрафакта по разным товарным группам составляет от 30 до 90 процентов всей продукции в стране. Это десятки миллиардов долларов — питательная среда для организованной преступности. Честные производители терпят убытки. Попросту говоря, у них крадут покупателей. Дошло до того, что только 15 процентов всей обуви появляется на рынке законным образом. Порядка миллиарда долларов в год составляют доходы от фальсифицированного бензина, примерно столько же "наваривается" от контрафактных масел. В результате разоряются фирмы, государство несет потери от неуплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

— К закону "О защите прав потребителей" подготовлены 29 поправок. Насколько будут защищены потребители после прохождения их через Думу?

— Прежде всего мы добиваемся от правительства утверждения списка социально значимых товаров, по которым, помимо розничной цены, обязательно должна быть указана и отпускная цена или цена импортера. Открытость важна и для добросовестных розничных продавцов: посредники уже не смогут вольготно накручивать прибыль на торговых надбавках и искусственно вздувать цены на рынке. Легче будет выявить и каналы притока в страну контрафакта — в числе обязательной информации должны быть и сведения о постоянном представителе импортера. Одна из поправок предоставляет общественным объединениям потребителей право возмещать свои расходы на продукцию на рынке за счет продавца или изготовителя, когда выявляется ее опасность для здоровья граждан.

— Насколько реально возросли возможности потребительских обществ?

— Союз потребителей сегодня объединяет 97 организаций в разных регионах страны. Только в прошлом году ими было рассмотрено 120 тысяч обращений граждан, по которым проводились консультации, экспертизы, проверки, готовились иски и велись дела в судах. Только по долгам бывшего Советского Союза через Сбербанк в одном Приволжском административном округе за прошлый год гражданам возвращено более 500 миллионов рублей. Сызранское общество потребителей в Самарской области выиграло 15 исков в пользу клиентов на сумму 3 миллиона рублей. И такие примеры не единичны.

— Вы говорите об экономике услуг. А в нашей стране они всегда рассматривались как нечто третьестепенное...

— Подобная инерция мышления очень вредна, ведь рынок — это прежде всего услуги. В той же экономике США сфера услуг в объемах национального богатства превышает 80 процентов.

— В таком случае хотелось бы узнать, что конкретно могут дать "потребительские" законы для самой массовой сферы услуг — ЖКХ?

— Очень много. В тексте поправок к закону "Об основах федеральной жилищной политики" устранены многие упущения. К сожалению, на вопросы некачественного предоставления услуг и ответственности за это правительство обратило внимание слишком поздно. Но, думаю, после введения четких механизмов ответственности ситуация будет исправляться. По сей день многие не знают, что, согласно техническим условиям, ежедневно необходимо подметать лестницы и делать мокрую уборку подъездов раз в неделю. Эти и другие нормы чаще всего неизвестны. И соответственно люди не знают, за что платят. Поэтому есть немало лукавства, когда говорят, что надо переходить на 100-процентную оплату ЖКХ. Но в ряде случаев население уже инвестирует коммуналку больше чем на 100 процентов.

— Но многие граждане, не имея возможности уменьшить оплату за некачественные услуги, просто отказываются платить. Так было в Сибири, Карелии, других регионах. Как вы оцениваете правомерность таких шагов?

— Прежде всего потребители должны иметь альтернативу, у кого покупать услуги. А в Карелии на безальтернативности очень сильно обожглись: там целый ряд поселков заморозили, но при этом еще потребовали плату за холодную воду. Ее привозили на машинах и взимали по 60 рублей за ведро. Налицо полное противоречие с Гражданским кодексом и законом "О защите прав потребителей", согласно которым сами коммунальщики были обязаны выплатить населению штрафы и пени. Поэтому совершенно законно по примеру предприятия "Владимир-мебель" ряд городов, кварталов и собственников домов стали строить электростанции на своих территориях, чтобы уйти от общего рубильника. Правы также власти Москвы и Санкт-Петербурга, где постановили, что неоказанные услуги не подлежат оплате. Только эта мера плохо работает, пока у коммунальщиков нет обязанности самим сокращать сумму в выставленных счетах и нет материальной ответственности за неисполнение этой обязанности.

— Но об описанных вами новациях информации пока мало. Многие не знают прав не только в коммунальной сфере. Как быть?

— Надо исходить из того, что потребитель имеет право на информацию не только о качестве товара, который он выбирает, но и о качестве продавца, изготовителя, предприятия, оказывающего услугу. На Западе существуют такие системы. В США это "бетте-бизнес-бюро", чья аббревиатура (Би-би-си) известна каждому американцу. Каждый гражданин, столкнувшись с какой-то проблемой на потребительском рынке, может позвонить по телефону горячей линии и сообщить, чем его обидели. Порой бюро включаются в разбирательство, отправляя информацию о рекламациях в федеральные органы. Но главное, в любом случае они заносят все жалобы в компьютерную базу данных. И, отвечая на вопросы потребителей, чью продукцию лучше покупать, сообщают им эту накапливаемую информацию о принятых решениях. Таким образом, через потребителя устанавливается рейтинг благонадежности и качества бизнеса.

— Как аналогичную информацию продвигать "в народ" у нас в России?

— В Петербурге уже около пяти лет ведется аналогичная база данных в Интернете. К ней может обратиться любой потребитель, и выяснить, например, кредитную историю банка, надежность которого полезно знать перед вложением денег. Уже одно это поможет уменьшить количество конфликтов. Точно такую же информацию потребитель сможет получить по недоброкачественному строительству, ремонту, просроченным продуктам. Последнее особо актуально: нынче всю Московскую торговую сеть заполонили просроченные продукты с переклеенными этикетками.

— И все-таки, почему, несмотря на хорошую статистику принятия судебных решений в пользу потребителей, эти решения нередко не исполняются?

— Тут налицо неиспользование возможностей законодательства, ведь за отказ от добровольного удовлетворения законного требования суд вправе наложить на нарушителей штраф в размере цены иска. Угроза удвоения потерь продавца или производителя товаров и услуг стала бы сильным стимулом законопослушания. Но, к сожалению, суды эту меру почти не применяют. С другой стороны, как мы уже упоминали, возможности добровольного решения споров — путь более цивилизованный, нежели бесконечные тяжбы. И то, что 84 процента дел в прошлом году было решено в досудебном порядке — факт в общем-то положительный.

Беседовал Александр Капков

Разонравившуюся покупку можно вернуть в магазин Закон об удовлетвоении капризов  »
Юридические статьи »
Читайте также