Вместо доступных магазинов – бутики Инфраструктура Петроградского района не учитывает интересов простых людей

"Петроградская - это наш маленький Париж". Такое громкое, но вполне оправданное определение одному из старейших питерских районов, относящихся к историческому центру города, дается в книге "Реальный Петербург". Жить на Петроградке престижно и почетно. Но в последние годы - не совсем удобно, если, конечно, вы не относитесь к состоятельным слоям общества.

Во всем "виноват" Троицкий мост

Респектабельным Петроградский район стал не сегодня и даже не вчера. До начала ХХ века Петроградская сторона представляла собой жалкое зрелище: деревянные домишки с огородиками, казармы, Сытный рынок и соответствующая публика в виде бедных чиновников, опустившихся поэтов и темных личностей с криминальным прошлым. Все изменилось в 1903 году, когда был построен Троицкий мост, соединивший Петроградку с тогдашним центром города. В течение десяти лет район изменился до неузнаваемости: каждый год здесь возводили по 200 - 300 доходных домов, сюда потянулась "золотая молодежь", зажиточные буржуа и политики. Бывшая убогая окраина превратилась в фешенебельный буржуазный уголок Северной столицы. Здесь жили премьер-министр Витте, певец Шаляпин, ученый Павлов, прима Кшесинская. Из-за высоких цен на недвижимость сложился однородный социальный состав жильцов - людям со скромными доходами пришлось покинуть обжитые места. Дешевые трактиры сменились ресторанами, вместо лавок появились дорогие магазины.А по Каменноостровскому уже фланировали дамы с господами, а не "титулярные советники".

После событий 1917 года новая власть по достоинству оценила этот район - его выбрали для жительства Киров, Романов и другие партийные лидеры, сюда потянулись люди искусства: Горький, Шульженко, Райкин... Однако вся инфраструктура по вполне понятным причинам была переориентирована на простых советских тружеников, которые в массе своей заняли освобожденные выселенной буржуазией квартиры.

Скромное обаяние буржуазии

Что произошло после того, как советская власть канула в Лету? Начался ренессанс Петроградской стороны как респектабельного района уже нового, современного Санкт-Петербурга. Застройщики обратили внимание на Аптекарский остров, где во времена Николая II были роскошные каменные виллы в стиле модерн, доходные дома с хорошей архитектурой и садиками и элитные дачи. И начали активно осваивать территории: практически все промышленные предприятия, которые "портили" вид Аптекарского острова, выкупили, и на их месте стали возводить элитные жилые комплексы. Некоторые из них уже высятся на Песочной набережной, другие еще находятся в стадии согласования, но, как уверяют инвесторы, через пять-десять лет данная территория станет местом сосредоточения очень дорогого жилья для узкого круга избранных. Соответственно под сильных мира сего проектируется и инфраструктура: бутики, рестораны, фитнес-центры, салоны красоты и так далее. Аналогичные процессы происходят и в южной части района, где строительные компании возводят в основном элитное жилье или дома повышенной комфортности, ориентируясь на новую российскую буржуазию. Что касается квартир старого фонда в районе Австрийской площади, на Каменноостровском и Большом проспектах, они уже давно скуплены "сливками общества". А где дорогое жилье и его состоятельные обитатели - там, естественно, и дорогие магазины и не менее дорогие салоны бытового обслуживания. Но как быть простым смертным, составляющим основную массу населения района?

Где можно дешево подстричься?

Сегодня можно пройти по проспекту и увидеть несколько салонов красоты, где предложат сделать укладку "всего" за 300 - 500 целковых, но не найти ни одной парикмахерской, где могут подстричь за 60 - 70 рублей. Можно зайти в одно из многочисленных кафе и выпить чашечку кофе за 150 рублей вприкуску с 200-рублевым пирожным, но не обнаружить ни одной столовой, где подадут стандартный обед "первое - второе - компот" за полсотни. Бутики с нарядами, созданными руками признанных мастеров с мировыми именами, здесь выстроились дружно в ряд, но попробуйте отыскать магазин с простой одеждой по "человеческим" ценам. С продуктами питания те же самые трудности. Подумать только - на весь район до сих пор нет ни одного сетевого супермаркета, где продовольствие реализуется по низким ценам! Людям приходится или ездить в "спальные" районы, которым повезло больше, или выискивать маленькие магазинчики, но их, впрочем, становится все меньше.

Бани... Была до недавнего времени одна такая возле метро "Горьковская", но и ее решили снести, дабы построить очередной многофункциональный жилой комплекс.

Конечно, формально есть общепринятая европейская норма (а Санкт-Петербург как-никак претендует на звание европейского города), согласно которой каждый из жителей Петроградки должен иметь возможность в течение десяти минут пешком добраться до нужного объекта потребительского рынка - будь то дорогой бутик или "социально-ориентированный" магазин, элитный массажный салон с сауной или дешевая баня, однако на деле она не соблюдается. Точнее, если и соблюдается - то по отношению к состоятельным петербуржцам, но отнюдь не к тем, кто стеснен в средствах.

Согласно статистике количество мест общественного питания в достаточном количестве имеется только в Центральном, Петроградском и Адмиралтейском районах, хватает продовольственных магазинов в Невском, Петродворцовом, Фрунзенском и Калининском районах, а система бытового обслуживания соответствует стандартам только в Центральном районе.

Мнение губернатора

Валентина Матвиенко:

- Нам необходимо развивать сферу потребительских объектов, рассчитанных на малообеспеченных граждан. Надо организовать блинные, чебуречные, пельменные, даже рюмочные. Пусть лучше человек цивилизованно выпьет стопку водки, а не купит бутылку и будет пить из горла у ларька. Необходимо также наложить табу на переквалификацию объектов, ориентированных на социальные нужды. Бутики не должны вытеснять социально важные магазины, которые должны быть защищены городом. Кроме того, необходимо разработать адресную программу по размещению объектов торговли, являющихся социально значимыми. Мы не можем заставлять людей, живущих в центре, ездить за покупками через весь город. Со временем все отрегулирует рынок, однако пока поддержка социально направленных видов торговли и оказания бытовых услуг должна быть.

Концепция как средство решения проблемы

Чтобы устранить сложившуюся на потребительском рынке диспропорцию, характерную, к сожалению, не только для Петроградского района, правительством города была принята Концепция развития потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2005 - 2007 годы . Согласно этому документу к 2007 году в Петербурге будет столько же доступных "простым смертным" продовольственных магазинов, сколько в любом европейском городе: всего должно открыться как минимум 10 000 - как максимум 12 000 новых торговых точек, по 700 - 775 на каждый район. Увеличится число сельхозрынков, каковых откроется 235, то есть по 12 - 17 на каждый район. Через полтора года должно появиться 4600 доступных по ценам кафе. Что касается бань, их количество решили довести до 93, чтобы каждый желающий смог поплескаться вволю. Вообще весь город будет покрыт сетью предприятий бытовых услуг, их будет вдвое меньше, чем продовольственных магазинов, но, учитывая то обстоятельство, что многие горожане успели обзавестись высококачественными стиральными машинами и предпочитают выводить пятна дома, этого числа должно хватить.

Позиция губернатора в данном вопросе твердая: социально значимые объекты потребительского рынка должны вернуться в город, бутики не должны вытеснять магазины, реализующие товары в розницу по оптовым ценам, а перепрофилирование социально-ориентированных объектов надо прекратить.

Судя по всему, уже в ближайшее время бывшую Петроградскую сторону ожидают очередные метаморфозы. К счастью - в лучшую для рядового потребителя товаров и услуг сторону.

Николай Овчинников

Говорят, что Валентина Матвиенко решила возродить "рюмочные"  »
Юридические статьи »
Читайте также