Концессии без гарантий Собираются узаконить депутаты

Инвесторы не будут огорчены, если Госдума откажется сегодня принимать законопроект о концессиях. Как выяснилось, депутаты из комитета по экономической политике, готовившие документ ко второму чтению, не сочли возможным защитить концессионеров от произвола чиновников.

Законопроект о концессионных соглашениях был принят в первом чтении еще в апреле 1996 г. Тогда он описывал только механизмы концессий, связанных с добычей нефти и других полезных ископаемых. Семь лет спустя группа депутатов во главе с председателем думского комитета по экономической политике Григорием Томчиным решила вдохнуть в документ вторую жизнь.

Законопроект был переписан для того, чтобы учесть интересы инвесторов, готовых вкладывать деньги в развитие инфраструктуры - от федеральных автодорог, аэропортов и вокзалов до объектов ЖКХ. В концессию могут передаваться как существующие, так и еще не построенные объекты. Объекты концессии останутся в собственности государства, тогда как владельцами "всего, что построено вокруг дороги или порта" (складов, магазинов, АЗС и т. д. ) , будут сами концессионеры, рассказывает Томчин. По его мнению, в случае принятия закона Россия будет ежегодно привлекать инвестиции в объеме "половины госбюджета". Причем столь крупные деньги пойдут в отрасли, ориентированные на внутренний спрос - "это не "бакинские концессии" начала века, когда речь шла только о нефти", радуется депутат.

Сегодня Томчин собирается внести в повестку дня свой законопроект и убедить Думу принять его сразу во втором и третьем чтении.

Для ряда отраслей, в которые частные инвесторы еще не пришли, законопроект о концессиях выглядит привлекательно. Замминистра путей сообщения Анна Белова отмечает, что государство сегодня не инвестирует в железнодорожную инфраструктуру, поскольку в тарифах предусмотрены только средства на компенсацию инфляции. А концессии могли бы привлечь частные инвестиции в достройку подъездных путей к Ликинскому угольному, Чинейскому железорудному и Удоканскому медному месторождениям, объясняет Белова. А высокопоставленный чиновник Минэнерго допускает, что принятие закона позволит привлечь негосударственные деньги в строительство магистральных трубопроводов.

Но инвесторы, уже вкладывающие деньги в жилищно-коммунальную инфраструктуру на условиях договоров аренды, сомневаются в том, что новый закон упрочит их права. Эксперты ОАО "Российские коммунальные системы" в своих замечаниях к законопроекту пишут, что он не позволяет концессионеру в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае неисполнения государством своих обязательств - сделать это можно будет только через суд. Между тем срок действия концессионных договоров может достигать 50 лет. Кроме того, там не оговорен механизм возмещения убытков концессионера от незаконных действий или бездействия властей.

В окончательной версии законопроекта эти замечания не были учтены. По мнению директора по стратегическому развитию РКС Александра Баженова, если закон не даст концессионеру права расторгать договор с чиновниками, не выполняющими свои обязательства, он станет пустой декларацией со стороны властей, а не инструментом привлечения инвесторов в инфраструктурные проекты. РКС, по словам Баженова, собирается и впредь работать с муниципалитетами по долгосрочным договорам аренды (сейчас дочерние структуры РКС реализуют на таких условиях проекты в 20 городах).

Томчин уверен, что правом одностороннего расторжения концессионного договора должно быть наделено только государство. Но председатель комитета по промышленности Совета Федерации Валентин Завадников замечает, что в законопроекте нет перечня оснований, по которым государство может расторгнуть договор или изменить его условия - эти вопросы отнесены на уровень конкретных соглашений. "Такой подход сохранит непрозрачное использование чиновниками государственной и муниципальной собственности, а также не будет способствовать привлечению инвестиций", - говорит сенатор.

Ольга Проскурнина

Возрождение концессий Депутаты надеются принять закон за осеннюю сессию  »
Юридические статьи »
Читайте также