Слабоалкогольный коктейль Суд признал скрытую рекламу водки незаконной

Арбитражный суд Москвы признал законными требования Министерства России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое признало ненадлежащей развешанную в московском метро рекламу слабоалкогольного напитка "Флагман MIX". Эксперты МАП посчитали, что плакаты фактически рекламировали водку "Флагман", а рекламировать крепкие алкогольные напитки в общественных местах в России запрещено. Несмотря на победу МАП в битве с незаконной рекламой, многие рекламщики не собираются сдаваться и совместно с производителями "огненной воды" придумывают все новые ухищрения, чтобы обойти запрет.

Многочисленные рекламные плакаты алкогольного напитка "Флагман MIX" появились в вагонах, вестибюлях и переходах московского метро в октябре 2002 года.

- На плакатах демонстрировалась бутылка алкогольного напитка "Флагман MIX", в точности копирующая бутылку водки "Флагман", - сообщила "Известиям" пресс-секретарь МАП Наталья Исаева. - В данной рекламе также была надпись "Слабоалкогольный коктейль, крепость 6%", выполненная мелким шрифтом и практически неразличимая. Кроме того, в рекламе использовались слоганы "Знаешь толк - имеешь право!" или "Давно не виделись - имеешь право!", предполагающие употребление крепких спиртных напитков.

По мнению экспертов, входивших в комиссию МАП, внимание потребителей привлекалось именно к изображению бутылки и лишь формально указывалось на сам рекламируемый товар - слабоалкогольный коктейль.

- С учетом ранее проводимых рекламных кампаний водка "Флагман" широко известна потребителю и имеется в продаже, - подчеркнула Наталья Исаева. - А слабоалкогольный напиток "Флагман MIX" в продаже как раз отсутствует.

В МАП посчитали, что такая реклама нарушает п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Эта статья разрешает рекламировать алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 15% только в местах непосредственного производства или продажи таких напитков. Поэтому 28 мая 2003 года комиссия МАП признала ненадлежащей рекламу слабоалкогольного коктейля "Флагман MIX" и оштрафовала компанию ЗАО "Метрореклама", разместившую ее, на 50 тысяч рублей. Плакаты пришлось снять. Однако юристы "Метрорекламы" попытались через суд отменить решение комиссии МАП.

В понедельник Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск ЗАО "Метрореклама", однако позиция компании после решения суда не изменилась.

- На наш взгляд, размещенная в метро реклама полностью соответствовала требованиям российского законодательства, - сообщила "Известиям" юрист "Метрорекламы" Олеся Вознюк. - Однако министерство провело социологический опрос, и большинство респондентов указали, что ассоциируют рекламные плакаты коктейля именно с водкой "Флагман".

По словам юриста, решение об обжаловании вердикта Арбитражного суда Москвы в компании пока не приняли, но скорее всего "Метрореклама" будет бороться дальше. Правда, сделать это будет довольно сложно.

"Известия" выяснили, что конфликт возник из-за противоречия в двух федеральных законах.

В 1999 году вступил в силу закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта". МАП с тех пор старается навести порядок с рекламой крепкого алкоголя. Рекламные агентства, чьи потери от введенного новым законом запрета, по разным оценкам, составили от 10 до 25 миллионов долларов в год, пытались в судах доказать министерству, что информирование потребителей о крепком спиртном должно регулироваться законом "О рекламе". Он разрешает рекламу алкоголя с определенными ограничениями. Однако в январе 2001 года Высший арбитражный суд признал, что МАП действует правильно, когда в этом вопросе руководствуется статьей 17 закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта"

- Решение суда никого не остановило, хотя все равно существует правовая коллизия между двумя законами, - пояснил "Известиям" главный редактор издания "Рекламный журнал" Константин Бочарский. - Ведь на рынке алкогольной продукции вертятся очень большие деньги, поэтому производители спиртного будут всегда пытаться приобрести бонусы на конкурентном поле через рекламу, пусть и незаконную. И всегда найдется рекламное агентство, которое захочет получить доход.

Кроме того, производители и рекламщики попытались найти пути косвенной рекламы водки. Их оказалось множество. Самый оригинальный - производство одноименной с водкой минеральной воды или слабоалкогольного коктейля. Их рекламировать можно везде. Автором такой уловки считают расположенный в Санкт-Петербурге винно-водочный завод "Ливиз", который еще в 2001 году стал выпускать воду "Александр Сабадаш", названную по имени одного из совладельцев предприятия. Водка под таким брендом к тому времени уже выпускалась несколько лет. В северной столице также производят и рекламируют водку и минеральную воду "Вальс Бостон". В Москве одно время рекламировали воду "Салют, Златоглавая!", логотип которой полностью соответствовал популярной водке с точно таким же названием. А владелец торговой марки "Флагман" "Русская винно-водочная компания" кроме выпуска слабоалкогольного коктейля заключила договор с одной из табачных фабрик на выпуск одноименных сигарет. Реклама табака на уличных щитах не запрещена.

- Это патовая ситуация, - считает Константин Бочарский. - Все эксперты сходятся на том, что невозможно написать закон, в котором были бы учтены все нюансы. Но даже если противоречие между действующими сейчас двумя законами будет снято и запрет на такую рекламу будет прописан четко, в России ничего не изменится: наши водочники и рекламисты все равно будут пытаться его обойти.

Нужно ли запрещать рекламу алкогольных напитков, в том числе и пива?

Евгений Аб, кинокритик:

- Думаю, не нужно. Уверен, что запрет рекламы никак не отразится на смягчении нравов. От отсутствия рекламы пить меньше не станут. Кроме того, мне кажется, что реклама алкоголя ничем не хуже, чем, например, реклама памперсов или другой подобной продукции.

Наталья Парфенова, домохозяйка, член Клуба "Известий":

- Наверное, запретить вообще всю такую рекламу невозможно. А вот уменьшить количество "пивной", думаю, стоит. Мне, например, повезло: мои дети не интересуются алкоголем. Но в то же время сейчас уже многие школьники и школьницы вовсю прикладываются к пиву. Конечно, нельзя сказать, что это следствие исключительно рекламы. Но ведь и без нее тоже не обошлось.

Денис Драгунский, основатель и научный руководитель Института национального проекта "Общественный договор":

- Не нужно ничего запрещать. Более того, я считаю, что надо разрешить и рекламу крепких напитков. Можно рекламировать все, что угодно. Мы же не запрещаем рекламу партий до объявления выборов. Главное, чтобы реклама не была навязчивой, чтобы не пропагандировала алкоголизм и т.д. Если по телевидению будут крутить ролики Джонни Уокера, разве от этого у нас в стране станет больше алкоголиков? У нас люди спиваются в деревнях, где никто никогда не видел рекламы водки. Они сами варят самогон, у них рождаются дети-олигофрены, которые тоже спиваются. Реклама здесь совсем ни при чем.

Ирина ЛАЧИНА, актриса:

- Обязательно надо запретить рекламу любого алкоголя. Пиво - это не прохладительный напиток, не газировка, это - алкоголь. А пропаганда пива, не просто как прохладительного напитка, но еще и как образа жизни - преступление. Ведь к рекламе особенно восприимчивы дети и подростки. А им постоянно показывают, как замечательно и круто постоянно пить пиво. У них складывается ощущение, что это нормальный образ жизни, но ведь это не нормально! Мы так можем потерять целое поколение людей. Уже сейчас на улице редко встретишь подростка без бутылки пива в руке. Если мы хотим, чтобы у России было будущее, - надо запретить рекламу любого алкоголя.

Виктор Смирнов, доктор медицинских наук, психиатр, член Клуба "Известий":

- Этого нельзя делать категорически. Запретят "официальную" рекламу - в той или иной форме появится скрытая. Просто нужно больше следить за качеством напитков, и тогда никто не будет рекламировать некачественные. Ведь есть же прекрасные грузинские вина по 600 рублей за бутылку, а есть вина с похожими названиями по 30 рублей. То же самое в отношении пива. А если запретить скопом всю рекламу, то как же люди научатся выбирать? Вне всякого сомнения, они просто перейдут на дешевые напитки. Мы уже не раз это проходили. Вспомните, как в 80-е годы у нас вырубали виноградники, а результат? Все стали пить самогон и прочую гадость.

Константин Гетманский

ГУП "Сфинкс" будет преобразовано в ОАО  »
Юридические статьи »
Читайте также