Юрий Шуваев: "Лесных" налогов больше не будет"

Министерство природных ресурсов подготовило пакет законопроектов, регулирующих принципы пользования лесными ресурсами. Ожидается, что в мае-июне Белый дом рассмотрит проекты новой редакции Лесного кодекса РФ и закона "О плате за пользование лесными ресурсами". Изменят ли новые законы существующую практику лесопользования? Об этом с заместителем министра природных ресурсов Юрием Шуваевым беседует корреспондент "Известий" Наталья Готова.

- Чем была вызвана необходимость подготовки новой редакции Лесного кодекса?

- Лесной кодекс был принят в 1997 году. За прошедшие пять лет появились другие законодательные акты, регулирующие отношения в смежных отраслях, в частности Земельный кодекс. Поэтому возникла необходимость привести Лесной кодекс в соответствие с другими законодательными актами РФ. Поскольку количество изменений весьма велико, практически пришлось работать над новой редакцией документа.

Сейчас использование лесного ресурса ведется недостаточно эффективно. Из 82 млрд куб. м растущей древесины в России 43 млрд куб. м - это спелые и перестойные насаждения. Спелые леса необходимо вовлекать в рубку, древесину - перерабатывать. А освободившиеся площади восстановить молодыми лесами, которые более эффективно влияют на экологическую обстановку и окружающую среду в целом. В новой редакции кодекса будут более четко определены понятия федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности. В существующем Лесном кодексе понятия частной собственности на участки лесного фонда, древесно-кустарниковую растительность нет. Теперь если вы приобретаете землю в частную собственность, то и растущая на ней древесно-кустарниковая растительность будет в частной собственности.

- Будет ли сохранено в новой редакции кодекса понятие так называемых ведомственных лесов?

- Нет, в новой редакции Лесного кодекса будет ограничено количество организаций, которым передаются в ведение лесные участки. Раньше существовали "леса обороны", леса научно-исследовательских организаций, городские леса. После принятия законопроекта будет единый лесной фонд.

- Это делается для того, чтобы ведомства не манипулировали своими лесными участками?

- Да. К примеру, Минобороны предлагает перевести свой участок лесного фонда в иную категорию земель - для садоводства и огородничества. А вообще-то военное ведомство получило в ведение этот участок для обеспечения нужд обороны. Если он им стал не нужен в этом качестве - верните участок в единый лесной фонд. Или другой пример. Сейчас 43 млн гектаров лесных земель находится в ведении различных сельскохозяйственных организаций. Во многих случаях они уже прекратили аграрную деятельность и вместо этого безвозмездно, порой и со многими нарушениями, заготавливают и перерабатывают лес на своих участках. Новая редакция кодекса запретит подобную деятельность. Договор аренды или иной документ, заключенный с пользователем участка в рамках гражданско-правовых отношений, можно расторгнуть за его неэффективное использование. Затем лесная комиссия выставит участок на тендер.

- Недавно вы говорили о введении рентных платежей за пользование лесными ресурсами. Понятие ренты тоже будет закреплено в Лесном кодексе?

- В существующем Лесном кодексе есть несколько статей, которые регулируют финансовые и экономические отношения, например предоставление льгот при пользовании лесным фондом. Но в новой редакции кодекса статей, которые касаются формирования платежей, не будет. Сейчас все эти вопросы будет регулировать самостоятельный закон "О плате за пользование лесными ресурсами". Этот документ мы тоже подготовили совместно с заинтересованными министерствами и внесли на рассмотрение правительства РФ. Сейчас уже принято несколько ключевых решений в отношении этого закона. Все заинтересованные министерства и ведомства согласились, что "лесные" платежи нужно перевести в рамки неналоговых, рентных.

В законопроекте будут определены схемы расчетов платежей за пользование лесными ресурсами. Теперь они будут рассчитываться не фискально, по минимальным ставкам, а исходя из суммы реальных затрат, которые несет лесозаготовитель. От перехода на иной вид платежей должна быть получена сверхприбыль, которая пойдет не только на развитие лесной промышленности, но и на восстановление лесного ресурса. Кроме того, принято решение, что неналоговую сущность лесных платежей необходимо зафиксировать не в виде внесения изменений в Налоговый кодекс, а в отдельном федеральном законе. Предполагается, что после рассмотрения в правительстве законопроект будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

- Как будут распределяться поступления от рентных платежей между бюджетами различных уровней?

- Это будет определяться федеральным законом о бюджете на 2004-й и последующие годы. Если федеральный бюджет несет все бремя затрат на ведение лесного хозяйства, то лесной доход в основном пойдет в федеральный бюджет. Если же в расходах на ведение лесного хозяйства, восстановление, охрану лесов принимает участие субъект федерации, то он получит доход в той части, в какой принимает участие в финансировании и управлении. Сейчас при формировании федерального бюджета будущего года регионы подтверждают, какие средства они затратили в этом году на развитие лесного хозяйства, в том числе на лесовосстановление и другие лесохозяйственные мероприятия.

Хочу отметить, что субъекты федерации будут участвовать в управлении расположенным на их территории лесным фондом даже в тех случаях, если лес находится в федеральной собственности. В новой редакции Лесного кодекса есть понятие лесных комиссий, которые будут заниматься вопросами воспроизводства, охраны лесов, организацией тендеров по передаче лесного ресурса в концессию и аренду. В этих комиссиях на равных будут участвовать представители федерального центра, региона и муниципального образования.

- Сейчас многие руководители регионов жалуются, что лесная отрасль крайне криминализирована, вырубка лесов ведется незаконно. Предусматривает ли кодекс какие-то меры, направленные против лесного браконьерства?

- Субъекты РФ настаивают на повышении ответственности за противоправные действия при заготовке древесины. Сегодня наказание за нарушение законов при вырубке лесов настольно незначительно, что порой браконьеру выгоднее заплатить штраф и вновь нарушить закон. Ужесточение ответственности за незаконную заготовку древесины должно быть прописано в Лесном кодексе. Одновременно после принятия кодекса будут подготовлены предложения о внесении изменений в Кодекс административных правонарушений и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Существуют и другие меры, позволяющие предотвратить несанкционированное использование лесного ресурса - введение сертификации, учета лесной продукции с учетом современных требований, маркировки и другие.

В Иркутской области предполагается провести эксперимент по введению маркировки лесной продукции. Это означает, что лесозаготовитель должен обратиться в специальную комиссию или уполномоченное ведомство и заявить об объеме заготовки ресурса и назначении лесных материалов. После этого ему будет выдана марка на определенный объем определенного вида древесины. Если заготовитель, предположим, получил марку на заготовку дров, а реализует деловую древесину или другие сортименты, ему не удастся продать товар. На пунктах отгрузки, в пути следования и на таможне будут проходить проверки, соответствует ли количество и наименование груза представленной марке и другим документам. Если эксперимент пройдет успешно, маркировка лесной продукции получит широкое распространение.

Лесникам закон не писан Госдума займется этим в мае  »
Юридические статьи »
Читайте также