Российская лесосека прирастает документами

Концепция развития лесного хозяйства, одобренная Правительством РФ в январе этого года, предполагает создание нормативной базы лесного хозяйства. И, в частности, сейчас началась работа по разработке Лесного кодекса России, что ложится в концепцию развития мирового лесного хозяйства.

Отметим, что сейчас во многих странах начался процесс реформирования и структурной перестройки лесохозяйственных организаций и предприятий лесной промышленности. За последние годы произошло коренное изменение состояния делового и инвестиционного климата в лесопромышленном комплексе богатых лесами стран мира. Есть много веских оснований планетарного и экологического характера для того, чтобы как можно больше лесов оставались лесами, но при этом они должны остаться доступными для экономического использования. В результате на международном уровне принимаются новые стандарты рационального лесоуправления.

Одним из ключевых требований является проведение сертификации лесов, которая предназначена для предоставления гарантий потребителю в том, что в стране -поставщике сырья лесоуправление носит рациональный характер. Сейчас в Европе и Северной Америке неуклонно растет спрос на продукцию, произведенную с соблюдением определенных экологических и социальных норм.

Россия, которая по площади лесов превосходит любую другую страну мира (около 23 процентов мировых лесных площадей) обладает огромным потенциалом для того, чтобы играть важную роль на этих рынках. В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 года составляет 1,2 миллиарда гектаров (69 процентов территории страны). Запасы древесины в лесах составляют 82 миллиарда кубометров. Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 миллионов кубометров. Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов РФ. Но лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно и рационально. По словам первого заместителя министра, руководителя государственной лесной службы Валерия Рощупкина, мы, лесная держава, где две трети территории страны покрыто лесом, используем этот лес безобразно плохо, только двадцать процентов расчетной лесосеки идет в народное хозяйство.

Остальные 80 процентов - практически пропадающие земли, не дающие никакой пользы - ни экологической, ни тем более экономической.

Проблемы лесного хозяйства отражены и в Концепции развития лесного хозяйства РФ на 2003-2010 годы. В частности, в ней говорится: лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.

За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключено на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог.

По оценкам экспертов, чтобы решить проблемы лесов России, необходимо произвести изменения в органах управления лесами и лесной промышленностью. Они должны работать в системе согласованного управления лесами, а это возможно только при наличии законодательной, отраслевой и институционной базы.

В настоящее время Правительство РФ проводит реорганизацию институциональных и экономических основ лесного хозяйства. Одобрена Концепция развития лесного хозяйства РФ и Основные направления развития лесной промышленности, готовится ряд новых правовых документов (в проекте Лесного кодекса РФ, в проекте закона "О платежах за лесопользование" и проекте закона "О договорах концессии"). Однако новая лесная политика, соответствующая общему направлению реформы государственного управления, а также общим тенденциям в управлении бюджетом и в управлении другими видами природных ресурсов Российской Федерации, требует огромных денег. И это несмотря на то, что после финансового кризиса 1998 года лесные отрасли промышленности начали восстанавливаться. В 2002 году объем производства древесины возрос до 180 миллионов кубометров, а объем экспорта увеличился до 4,5 миллиарда долларов. По прогнозам экспертов, ожидается дальнейший рост объема производства древесины и его экспорта. Внутреннее потребление лесной продукции, по оценкам, должно возрасти с 80 миллионов кубометров в пересчете на деловую круглую древесину (ДКД) в 1994 году примерно до 125-165 миллионов кубометров к 2010 году. Быстрыми темпами растет экспорт круглых лесоматериалов в страны Северной Европы.

К сожалению, пока доходы, получаемые от использования лесов, не способствуют должным образом умножению государственной казны и, соответственно, устойчивому государственному финансированию мероприятий по совершенствованию лесоуправления и охраны лесов. По оценкам экспертов, общий предполагаемый объем потребностей в инвестициях для лесного сектора России на период 2006-2010 годы оценивается в сумму около 24 миллиардов долларов, из них 80 процентов Правительство рассчитывает привлечь из частных источников, включая международных инвесторов.

Первые шаги в этих направлениях уже делаются в рамках проектов, финансируемых группой Всемирного банка. Так, существует проект управления окружающей средой, в рамках которого поддержаны инвестиции на сумму 55,4 миллиона долларов в экологическую модернизацию ряда целлюлозно-бумажных производств и 5 миллионов долларов - в программу защиты лесов от сибирского шелкопряда. Проект сохранения биоразнообразия - с инвестициями в 18 миллионов долларов, пилотный проект по устойчивому лесопользованию - 60 миллионов долларов и проект гарантирования некоммерческих рисков в угольном и лесном секторе - 200 миллионов долларов. Интерес, проявляемый некоторыми крупными международными корпорациями, позволяет предположить, что значительный объем частных инвестиций может быть получен при условии, что будут реализованы правовые и иные реформы в лесной области.

Многие западные страны на примере своих государств предлагают свою структуру управления лесными хозяйствами. Например, Финляндия и Швеция.

Берг-Оке Наслунд - Шведское национальное управление лесного хозяйства.

В 2001 году чистый государственный доход за счет экспорта лесной продукции составил 10 миллиардов долларов США, что в три раза превышает доходы от экспорта любого другого вида продукции.

Лесной сектор является полем деятельности многих сторон, включая лесовладельцев, лесную промышленность, компании, подрядчиков, Правительство и т.д. Для обеспечения функционирования сектора необходимо выполнение трех основных требований. Первое: каждый должен знать правила игры. Второе: каждый должен иметь возможность увидеть всю цепочку производства древесной продукции - от растущего дерева до конечного продукта. И третье: это предсказуемость, посадка деревьев и строительство лесопильного предприятия являются долгосрочными инвестициями, конечные результаты которых должны быть предсказуемыми.

Если рассмотреть цепочку производства древесной продукции в обратном порядке, то можно увидеть, что промышленность получает весьма большие деньги. Промежуточное звено, представляющее рынок древесной продукции, также не страдает, а вот производитель сырья (лесовладелец) получает низкие доходы. В конечном итоге такая ситуация становится невозможной, поскольку именно лесовладельцу приходится вкладывать средства в воспроизводство леса и лесохозяйственные работы.

В Швеции эту проблему решили путем создания двух независимых органов - ассоциации по обмеру лесоматериалов и органа управления лесами. Обе эти организации имеют правления, в состав которых входят представители продавцов и покупателей древесины и представители государственных интересов. Ни ассоциация по обмеру лесоматериалов, ни орган управления лесами никаким образом не участвуют в установлении цен на лес. Цены устанавливаются исключительно в ходе прямых переговоров между продавцами и покупателями древесины.

Основной задачей органа управления лесами является обеспечение исполнения лесного закона и реализации лесной политики, принятых парламентом. В то же время орган управления лесами может предоставлять консультационные услуги по ведению лесного хозяйства в целях его постоянного совершенствования.

В Финляндии за управление лесами с 1859 года отвечает государственный орган - Лесная служба.

Деятельность областного управления Лесной службы была обновлена, но основная структура лесхозов и трехуровневая организация остались прежними до конца 1980-х годов. Лесхозы отвечали за управление государственными лесами, лесоводство и лесозаготовку. Лесная служба далее контролировала свою собственную деятельность на основе закона о государственных лесах. Только в 1997 году в Финляндии вступил в силу общий лесной кодекс, который регулирует и деятельность государственных лесов. За соблюдением кодекса следят министерство сельского хозяйства и лесной промышленности и подчиненные ему лесные центры.

Существует общий закон о государственных коммерческих предприятиях, и его дополняют отдельные законы о каждом индивидуальном коммерческом госпредприятии. В законе о Лесной службе много особенностей.

После принятия принципиального решения правительством в Лесной службе пустили в ход обширный проект развития, в котором под руководством собственного персонала и с поддержкой консультантов развивали модель коммерческого предприятия. При анализе деятельности Лесной службы было констатировано, что главными видами деятельности являются лесное хозяйство, охрана природы и услуги рекреации. Из них ведение лесного хозяйства является коммерческой деятельностью, охрана природы общественной функцией и услуги отдыха и тем и другим. Коммерческое предприятие было основано в 1994 году. Его деятельность развивалась таким образом, что видами коммерческой деятельности являются сейчас ведение лесного хозяйства, консультирование, выпуск посадочных материалов лесных пород деревьев, продажа и сдача в аренду земельных участков, продажа грунтовых материалов и рекреационные услуги. Общественными функциями являются охрана природы, обслуживание отдыхающих и некоторые административные задачи. В концерн Лесной службы входят раздельные подразделения для каждой сферы деятельности. Коммерческая деятельность финансируется собственными доходами предприятий, и основная часть коммерческой прибыли перечисляется в казну, то есть владельцу. Общественные функции финансируются государственными бюджетными средствами. Лесная служба ежегодно заключает договоры о деятельности и финансировании с Министерством сельского хозяйства и лесной промышленности и Министерством по охране окружающей среды.

Юлия Проскурякова

Комитет ГД по природным ресурсам предлагают создать РАО "Леса России"  »
Юридические статьи »
Читайте также