У чиновников области пиковые нагрузки

Правительство Ленобласти выделило около 800 млн. рублей на реализацию федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года, предусматривающего монетизацию льгот. С учетом того, что в областном бюджете-2005 на 37% увеличены расходы на социальную сферу, в том числе на 35% на выплату зарплаты, это, пожалуй, максимум того, что могли сделать власти.

Дело в том, что, являясь регионом-донором, субъект перестал, как в былые времена, ежегодно получать из российской казны привычные 2—3 млрд. рублей помощи. Его, в частности, нет в списке территорий, которым предполагается направить дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. На сбалансированность своего бюджета область получит в нынешнем году от центра лишь 184 млн. рублей. А на социальную поддержку ветеранов труда и тружеников тыла — всего 22,2 млн. рублей.

Учитывая, что только в декабре для обеспечения предварительных выплат этим категориям населения субъект выделил 34 млн. рублей, федеральная субсидия выглядит несущественной.

Региону приходится жить, что называется, по своим средствам. Тем не менее, на состоявшемся 17 января заседании правительства Лен-области губернатор Валерий Сердюков подчеркнул: льготники будут платить за транспортные услуги только ту часть средств, которые предусмотрены ежемесячными денежными выплатами.

Заявление примечательно в том смысле, что в области проблема пассажирских перевозок стоит намного острее, чем в Санкт-Петербурге. На территории, сравнимой с такой европейской страной, как Франция, не приходится ориентироваться на 10-рублевый тариф городского транспортного проезда. Здесь, в частности, действуют проездные билеты, сумма которых достигает 1950 рублей, что втрое превышает стоимость единой карточки в мегаполисе.

Все это означает одно: в областном бюджете на покрытие реальных транспортных расходов населения придется изыскивать суммы, составляющие многие сотни миллионов рублей. Найти такие ресурсы в напряженно сверстанном бюджете — задача чрезвычайно сложная. Но, судя по приведенному выше заявлению главы исполнительной власти субъекта, выполнимая. Кроме того, совещание в правительстве РФ по вопросам монетизации, тоже прошедшее 17 января, дает регионам реальную надежду на увеличение средств федеральных трансфертов.

На заседании областного правительства заместитель председателя комитета по дорожному хозяйству и транспорту Михаил Петров рассказал о двух представленных на рассмотрение губернатора вариантах автоперевозок льготников. Один из них предусматривает выдачу специальных талонов, каждый из которых обеспечивает проезд на одном участке маршрута. Количество талонов, переданных пассажирами водителю или кондуктору, будет зависеть от расстояния, которое пассажир проедет. Преимущество талонного метода состоит в том, что он позволяет обеспечить строгий учет проезда льготников, а соответственно, и определить сумму бюджетных средств, направляемых в виде компенсаций транспортным организациям. Однако напечатать 20—25 млн. талонов да еще оперативно раздать их всем льготникам — дело весьма трудоемкое.

Второй вариант аналогичен тому, что выбран в Санкт-Петербурге. Ветеранам может быть предложена льготная карточка. Это решение проще по исполнению, но в связи с областными дистанциями огромного размера затрудняет учет и расчет суммы транспортных компенсаций.

Что касается железнодорожных перевозок, то, насколько мне известно, на днях Ленобласть и Санкт-Петербург заключат соответствующие соглашения с ОАО «Российские железные дороги». Это позволяет надеяться, что власти обоих субъектов в ходе переговоров смогут найти взаимоприемлемое решение, устраняющее границы действия льготных проездных железнодорожных билетов. Это, безусловно, отвечало бы интересам как жителей Ленобласти, так и города на Неве.

В целом, как показало заседание, в области было немало сделано для запуска проекта монетизации льгот. Даже в дни долгих новогодних «каникул» некоторые профильные комитеты правительства работали. Сотрудники органов социальной защиты загодя сумели провести 150 встреч с населением, живущим в муниципальных образованиях, ответили на 700 телефонных запросов льготников. И сейчас у них — пиковые рабочие нагрузки. Обращения пожилых людей, ветеранов, пенсионеров, тем не менее, со всей очевидностью показывают: еще изначально в организации этого важного дела допущены просчеты.

Становится, к примеру, все очевиднее, что при разграничении центром полномочий вряд ли следовало делить льготников на категории — федеральную и региональную. Сегодня блокадники, например, живущие в основном в Санкт-Петербурге и области, отнесены почему-то к категории федеральной помощи. При этом они лишены некоторых льгот, имеющихся у ветеранов труда, забота о которых возложена на регионы. В результате многие блокадники, имеющие ветеранские удостоверения, стремятся сейчас перейти на уровень социальной поддержки регионов. Как это отражается на федеральном и региональных бюджетах, разъяснять, думаю, не надо.

Глава одного из муниципальных образований Ленобласти рассказал на заседании, что в аптечную сеть на его территории с большим запасом завезены лекарства для региональных льготников, но испытывается большой дефицит медикаментов для льготников федеральных. В результате льготные рецепты одних жителей легко отовариваются, а других — нет. Возможно, это связано с тем, что у компании-поставщика до сих пор нет ясности, кто, собственно, должен платить за перевозку медикаментов для федеральных льготников: центр или регион? Кстати, в последнем случае это означает дополнительные бюджетные нагрузки на субъект.

Судя по всему, подобных сбоев и казусов по всей стране — не сосчитать! В значительной степени именно они подогревают негативное отношение людей к монетизации.

Совсем уж непонятным выглядит совмещение трудного процесса монетизации льгот с развертыванием с начала января сложнейшей реформы бюджетного учета. Меняются все коды и классификации бюджетной системы России! Это требует идеальной и повсеместной отладки нового программного обеспечения. Но идеал — понятие, как известно, недостижимое. Естественно, реформа вызвала по всей стране задержки в перечислении бюджетных средств, в том числе по ежемесячным выплатам и компенсациям. Виноватыми в этом почему-то оказываются местные власти, а не федеральные чиновники, определявшие сроки реализации этапов бюджетной реформы.

Петр Владимиров

Виноваты регионы?  »
Юридические статьи »
Читайте также