Александр Яковлев: У власти есть деньги

Под бой новогодних кремлевских курантов происходит важное событие, остающееся не замеченным для большинства населения. Зато его не обделяют праздничным тостом финансисты. В это неуловимое мгновение встречаются друг с другом бюджеты уходящего и наступающего года. Бюджетная эстафета передается и в Ленинградской области. Что принесет региону смена бюджетов? Какое влияние она окажет на жизнь простых людей? Сможет ли на бюджетную политику оказывать влияние рядовой житель? Над этими вопросами в беседе с нашим корреспондентом размышляет вице-губернатор, председатель областного комитета финансов Александр Яковлев.

- С одной стороны, любой бюджет по времени привязан к новому году. С другой - эта тема всегда считалась суховатой, скучной для праздника. Вы с таким мнением согласны?

- Нет, не согласен. Бюджет - это, конечно, цифры, таблицы и перечни, но их можно заставить говорить. Если, например, сказать человеку, что область в новом году увеличит финансирование социальной сферы на 37%, то свой сельский дом культуры он за этим параметром может и не разглядеть. Но стоит добавить, что благодаря этому минимальная зарплата в регионе у работников социальной сферы увеличится с 600 до 2720 рублей (с учетом доплаты 2000 рублей), как ему многое станет понятным. Можно еще добавить, что специалистам бюджетной сферы, которые трудятся в сельской местности, одновременно будет сохранена ранее действовавшая 25-процентная надбавка к окладам. И что в клубе появится возможность взять на работу энергичного культработника, способного оживить жизнь на селе. Конечно же, это затронет людей за живое!

А взять школьные дела. Бюджет предусматривает рост затрат на образование, включая детские дошкольные учреждения, на 24,5%. Случилось так, что при разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами эта важная социальная отрасль почти полностью оказалась на областном попечении. Причем компенсаций сверху мы на эти цели не получим. Будем решать задачи своими силами. Разве все это не касается учителей, родителей учащихся? Ответ очевиден.

- Некоторые эксперты высказывают опасения, что при всей своей значимости большой объем социальных расходов может в регионе негативно отразиться на бюджетной поддержке некоторых других важных отраслей, в частности сельского хозяйства. Так ли это?

- Подобные предположения основаны на том, что на будущий год рост расходов на социальные нужды в 2,5 раза превысит аналогичный показатель динамики наращивания потенциала доходов. Концентрация основных средств на главном направлении снижает затраты на другие цели. Формально это суждение не лишено логики.

Но здесь надо иметь в виду следующее. Мы отходим при планировании своих расходов от жесткой ориентации на величину индекса-дефлятора, от раздачи, образно говоря, всем сестрам по серьгам. У региона с его высокими кредитными рейтингами и темпами роста объемов производства есть широкое пространство для финансового маневра.

Разработчики бюджета исходили из того, что строгое разграничение зон финансовой ответственности между центром и субъектом увеличивает наши расходные обязательства перед рядом категорий граждан - от обездоленных детей до ветеранов труда - более чем на 700 млн. рублей. А отказываться от их выполнения мы, естественно, не собирались. Кроме того, губернатор области Валерий Сердюков поставил перед правительством задачу постепенной ликвидации бедности, улучшения материального положения бюджетников. Инструментом ее реализации стал бюджет-2005. Он предусматривает увеличение расходов на зарплату на 35%.

Некоторые отрасли в результате усиления социальной ориентации бюджета недосчитались финансовых ресурсов. Но это дело вполне поправимое. Уже в январе губернатор предложил рассмотреть на заседании правительства вопрос о дополнительных мерах поддержки сельского хозяйства. Резервы, полагаю, найдутся. Скажем, в нынешнем году рост сверхплановых бюджетных доходов может превысить 600 млн. рублей. Это начали приносить отдачу наши инвестиционные проекты. В будущем году, как показывает анализ, ситуация не изменится. Появится реальная возможность за счет сверхплановых средств помочь агропрому.

Готова область и к практической реализации идеи, связанной с организацией собственной крупной сельскохозяйственной выставки-ярмарки. То есть арсенал нашей поддержки АПК может оказаться весьма разнообразным.

Мы надеемся также дополнительно увеличить расходы на дорожное хозяйство. У области есть все основания рассчитывать в решении этого вопроса на федеральную помощь.

У нас найдутся и другие финансовые инструменты привлечения инвестиций. На рынок выходит областной заем на общую сумму 1,3 млрд. рублей. После погашения в этом году синдицированного кредита, составлявшего 50 млн. долларов, нет препятствий для получения новых выгодных зарубежных кредитов. Другое дело, понадобятся ли они. Ведь в области и без того, по прогнозам, в 1,4 раза будут увеличены инвестиции в промышленность.

- Что было самым трудным в работе над бюджетом будущего года?

- Мы впервые принимали бюджетный документ в едином пакете с шестью социальными законами. Эти правовые акты должны на долгосрочной основе закрепить социальные гарантии населения. Речь идет о выплатах, пособиях, увеличении оплаты труда, монетизации льгот. Законы регулируют как суммы, так и механизмы поступления средств к жителям. Опасность состояла в том, что дискуссия по столь животрепещущим проблемам могла затянуться на неопределенное время. Тогда бы зависла вся работа над конкретными бюджетными параметрами.

И здесь я обязан отдать должное областному депутатскому корпусу. Он меньше чем за два месяца проделал огромный объем работы. И эта работа была построена так, что жесткий прессинг, который мы испытали со стороны законодателей, лишь ускорил процесс доводки документов до нужных кондиций. В результате губернатор смог подписать главный бюджетный документ еще до начала декабря, придав ему силу закона. Я считаю этот результат большим совместным успехом исполнительной и законодательной ветвей власти.

Вместе с тем работу над бюджетом нельзя считать завершенной: Очередные рифы поджидают нас уже в январе. По всей стране начинается революционная перестройка бюджетного учета. Изменится бюджетная классификация, будет введен единый план счетов. Суть преобразований в том, чтобы максимально приблизить бюджетный учет к бухгалтерскому в коммерческой сфере. Тем самым будут создаваться условия для конкуренции бюджетного и внебюджетного секторов экономики. Конечно, столь крутая реорганизация, требующая самой современной техники и программного обеспечения, кадров высокой квалификации, поначалу не может не усложнить бюджетный процесс, работу финансистов в регионе.

- Реально ли вообще ожидать конкуренции бюджетной сферы с коммерческой? Не слишком ли неравны силы сторон?

- У власти есть деньги. Так, в консолидированном бюджете Ленобласти доходы от реального сектора экономики составят более 23 млрд. рублей. Мы хотели бы потратить их с максимальным для субъекта эффектом. Для этого есть механизмы тендеров, госзаказов, бюджетного кредитования... Тому, кто на конкурентной основе обеспечит лучшее качество бюджетных услуг, оптимизировав при этом бюджетные затраты, и будет открыто бюджетное финансирование. Утверждаю: конкуренция на рынке бюджетных услуг с каждым годом будет только возрастать. Это на руку как власти, так и жителям области.

Населению вообще предстоит активно включиться в бюджетный процесс. С 2006 года основными муниципальными структурами в регионе, которых, кстати, будет более 230, станут поселения. У каждого из них появится собственный бюджет. Люди быстро поймут: если они, скажем, хотят поставить на своей улице новую автобусную остановку или улучшить у дома освещение, то надо вносить свои предложения в местный орган самоуправления. Бюджетный процесс в целом станет улицей с двухсторонним движением: он, как сейчас, будет перемещаться сверху вниз. Но будет также работать и обратная связь - снизу вверх, от конкретного человека.

- Один бюджет фактически исполнен, другой запускается в исполнение. Будет ли у областных финансистов бюджетная пауза?

- О чем вы говорите! С января начинается реализация разработанной нами программы реформирования региональных финансов на 2005-2006 годы. Чтобы все ее принципиальные новации отразились в бюджете-2006, надо начинать работать засучив рукава. Ведь очередной бюджетный цикл начинается с первых весенних дней.

Как действующий капитан футбольной команды правительства Ленобласти могу заверить: это в футболе сейчас наступает межсезонье. У бюджетов межсезонья не бывает.

Беседу вел Петр Владимиров

Жизнь без дефицита  »
Юридические статьи »
Читайте также