Ларек не просто закрывался Надо ли плакать о ларьках на остановках

Владельцы ларьков на прошлой неделе провели третий по счету митинг, пытаясь убедить городские власти не ликвидировать ларьки на остановках транспорта. Власти отказываться от своих планов не собираются. В ответ ларечники грозят вынести сор из избы и перенести пикеты в Москву. Владельцы ларьков утверждают, что снос ларьков не соответствует интересам жителей. Что удивительно, с ними согласны и отдельные обозреватели "Города".

30 ноября на заседании городского правительства было принято постановление "О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта". Новые павильоны на остановках! Наконец-то! Вряд ли есть сейчас в Петербурге вопрос более актуальный!

Почему-то сразу, помимо воли, вспоминается Гоголь: "Иногда, - писал этот литератор про одного своего персонажа, - глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян". Тут совпадает все: от ленивого взгляда с крыльца барского дома до этого великолепного "вдруг". Вдруг Смольный бросил взгляд "на двор" и понял: а ведь как бы хорошо было, если бы вдруг заменить старые павильончики на новые!

Установка новых павильонов ожидания, видимо, рассчитана на то, что и в дальнейшем ждать транспорта на остановках придется долго. А раз так, то надо обустраиваться, так сказать, окапываться, оборудовать тут нечто вроде линейных "красных уголков" с портретами любимых руководителей, другой социально-ориентирующей информацией, со столиками для игры в шашки, в домино, в лото. Если заклеить окна красивыми картинками, то внутри будет уютно и хорошо. Чтобы наши люди забыли, зачем сюда пришли, чтобы им вообще не захотелось никуда ездить. Впрочем, можно сидеть и издавать какие-нибудь идущие к случаю звуки, скажем, "ту-ту, ту-ту!".

Тут есть два аспекта, понятных мне и непонятных Смольному. Во-первых, какими бы изящными и удобными ни были сделаны павильоны, все равно они сразу станут пристанищем бомжей и алкашей со всеми вытекающими в прямом и переносном смысле последствиями.

Второй аспект касается собственно торговли. Известно, что существование павильонов на остановках было разрешено в 1995 году распоряжением КУГИ, а наибольшее их количество появилось в Невском и Калининском районах. Как житель Калининского района могу засвидетельствовать, что поначалу эти приостановочные ларьки были весьма удобны. Это сейчас в них торгуют почти исключительно пивом, лимонадом, вином, водкой и куревом. А вначале здесь можно было купить и очень широкий ассортимент молочных продуктов, и неплохого качества фрукты и овощи, и бакалею, и бытовую химию. В итоге для многих нужда ходить в стационарные магазины отпала, они были "шунтированы" удобно расположенными ларьками.

Однако после 1996 года с этими ларьками у всех на глазах начали твориться чудеса. Первыми обанкротились те ларьки, что торговали молочными продуктами, потом все прочие по списку. Случилось это почти сразу после того, как возникла сеть магазинов "Пятерочка". Стало ясно, что ларьки оказались конкурентами и потому все как один были перепрофилированы в курево-пиво-водо-водочные.

Скорее всего, то, что происходит сейчас, связано с дальнейшим давлением "сетевых" магазинов, желающих отнять у ларьков оставшийся сегмент розничной продажи. Судя по выступлению председателя комитета экономического развития Смольного В. Бланка на II форуме малого предпринимательства (25 ноября 2004 г.), Смольный поддерживает именно крупные торговые сети, поэтому Бланк и предложил малому и среднему бизнесу "переключить внимание с торговли на новые сферы экономики".

Но их поддержка и последовательная борьба с мелкой розницей противоречит интересам населения, поскольку крупные торговые сети, как показывает практика, незаинтересованы в развитии ассортимента и выбирают только те товары, на которые у производителей можно получить максимальные скидки и на продаже которых можно больше заработать. В итоге сети диктуют производителям, что им производить, а покупателям - что им покупать.

Например, сеть "Пятерочка" из 65 наименований продукции молочного завода "Пискаревский" заказывает только 9. Покупатели думают, что виноват завод, они просто не знают, что в "Пятерочке" введено понятие "ассортиментной матрицы". И потому товары полезные с медицинской точки зрения - например, ацидобифилин 2,5% жирности (500 г) с бифидобактериями - в эту "матрицу" не входит, хотя он всегда пользовался спросом.

В ларьках, что удивительно, продавали гораздо большую номенклатуру продукции, ларьки при малом обороте были просто вынуждены гибко реагировать на запросы покупателей, в то время как сети при большом обороте позволяют себе эти запросы игнорировать. Поэтому, например, в магазинах "Пятачок" торгуют макаронами "Макфа", которые везут из Челябинской области, но игнорируют продукцию "Первой макаронной фабрики", расположенной на Московском пр. При этом 400 г макарон с далекой Челябинщины стоят дороже, чем 700 г макарон с Московского пр., к тому же местные макароны мне нравятся больше.

Почему-то в ларьках хлеб и булку можно купить сразу после доставки с завода, а в больших магазинах эта продукция обычно уже отлежавшая свое в магазине. По-настоящему свежего хлеба или батонов в магазинах сетей мне не удавалось купить никогда. К тому же здесь и администратор недоступен, и выяснить, например, о времени доставки батонов трудно, если не сказать невозможно.

Понятно, что Смольному не очень интересна вся эта "микроэкономическая" проблематика. Как отмечено в новом постановлении, "в торговых модулях на остановках часто нарушаются правила торговли, вокруг них грязь, антисанитарное состояние". Как будто нарушений нет и в сетевых магазинах. Простой тест для любителей: попробуйте добиться выдачи накладных и сертификатов соответствия на семь наугад выбранных товаров, включая скоропортящиеся (правила продажи дают такое право любому покупателю), и увидите, что либо чего-то вам не донесут, либо сертификаты предложат получить в головном офисе сети, который находится за 80 км от магазина. Но понятно, что жители Смольного по "Пятачкам" не ходят.

Михаил Золотоносов

Владельцам ларьков нашли новые места на кладбище  »
Юридические статьи »
Читайте также