Обмен компроматом объявляется открытым

Закон о бюро кредитных историй , призванный помочь банкам оценить благонадежность потенциальных заемщиков, похоже, перерастает изначально отведенные ему границы. Бюро намерены получать сведения не только о том, исправно ли клиенты банков гасят кредиты, но и оплачивают ли они телефон, страховку и электроэнергию. Информаторы в свою очередь получат такой рычаг воздействия на недисциплинированных клиентов, как угроза испортить кредитную историю.

По закону с 1 сентября каждый банк обязан предоставлять данные о том, как его заемщики – и частные, и корпоративные – выполняют свои обязательства, хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ). В свою очередь бюро будут предоставлять ее за плату банкам, куда за получением кредита обратится данный клиент. Правда, в связи с тем, что Центробанк и Федеральная служба по финансовым рынкам не успели подготовить базу для запуска системы, в полную силу она заработает ближе к концу года. Пока же создано несколько БКИ федерального масштаба, а в Петербурге громко заявляли о себе три БКИ.

Петербургские банки в основном отдали предпочтение местным бюро. Большинство выбрали Северо-Западное бюро кредитных историй, созданное при Ассоциации банков Северо-Запада, поскольку, как сказали «ПП» в одном из банков, «их лоббистские возможности значительно больше». Второе бюро – Объединенное бюро кредитных историй – напротив, делает ставку на собственную независимость, поскольку его учредителями являются только физические лица, неаффилированные с банками. «В основном БКИ создаются крупными банками и их ассоциациями. Небольшие региональные банки оказываются в таких бюро на правах «бедных родственников», у них почти нет шансов противостоять лоббистским действиям крупных банков в отстаивании своих интересов», – говорит исполнительный директор Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова. Учредителями третьего петербургского БКИ также являются только физические лица, но, по информации «ПП», некоторые из них аффилированы с банками.

Требуются базы

Все бюро объявили о намерении обзавестись договорами об информационном взаимодействии с любыми компаниями, которые имеют собственную базу данных о платежной дисциплине своих клиентов. В сферу интересов БКИ входят сотовые операторы, страховые и лизинговые компании, жилищно-коммунальные службы и т. п. «Чем более полную информацию мы будем получать из БКИ, тем лучше, – говорит начальник управления кредитования «Балтинвестбанка» Александр Салаев. – Нам были бы интересны сведения от сотовых операторов, «Ленэнерго», страховых компаний и т. п. На основании таких данных можно понять, со всеми ли партнерами честен клиент или он делит кредиторов на основных и второстепенных, что уже говорит о его избирательной добросовестности».

Представители крупных петербургских страховых и лизинговых компаний сообщили корреспонденту «ПП», что пока предложений от БКИ не получали, но если они появятся, то «будут рассмотрены с интересом». Операторы связи и «Ленэнерго» также сообщили об отсутствии инициатив о сотрудничестве со стороны бюро. Впрочем, мало кто сомневается, что заключение подобных договоров в Петербурге – вопрос времени. Тем более взаимодействие обещает быть выгодным обеим сторонам: помимо доступа к информации, компании, реализующие платные услуги, получат такой рычаг воздействия на недисциплинированных клиентов, как угроза испортить кредитную историю.

Так, Национальное кредитное бюро (НКБ) уже заключило договоры о взаимодействии с крупнейшими сотовыми операторами – «Мобильные ТелеСистемы», «МегаФон» и «Билайн». В мае этого года в тексте договоров, которые эти операторы заключали в Москве со своими абонентами, появился пункт о том, что при неоплате услуг клиенты попадают в список неблагонадежных. В Петербурге ни один из указанных операторов еще не включил в договор это положение, но, как стало известно «ПП», в настоящее время «МегаФон» ведет работу по унификации всех форм документов. Скорее всего, именно этот оператор первым в Северной столице начнет отправлять данные о недисциплинированных абонентах в НКБ.

История, расширенная и дополненная

Не исключено, что усердное отношение бюро к сбору всевозможного компромата может обернуться проблемами для вполне добросовестных потенциальных заемщиков. «Нельзя делать выводы на основании просроченного платежа за услуги связи или задержки по квартплате, – предупреждает Татьяна Иванова из Объединенного бюро кредитных историй. – Чтобы кредитная история не оказалась испорченной незаслуженно, необходимо правильно интегрировать информацию в систему оценки заемщика».

Впрочем, как уверяют сотовики, в «черный список» попадут только злостные неплательщики, не реагирующие на предупреждения.

Юристы же вообще сомневаются в правовых основаниях для передачи подобной информации. «В законе четко определен круг информации, включаемой в кредитные истории, – говорит старший юрист компании «Саланс» Артем Жаворонков. – В законе есть фраза о том, что в кредитную историю может быть включена информация, официально полученная из государственных органов. Получение информации из компаний не предполагается. Более того, предоставление таких сведений может быть расценено как нарушение требований закона о коммерческой тайне и положений соответствующих договоров о конфиденциальности».

Впрочем, НКБ и сотовики обошли законодательные преграды. Абоненты извещены о возможной передаче сведений об их платежной дисциплине, а сам «компромат» поступает не в бюро, а в специально созданный центр при нем.

Татьяна Макурова

У озера, или при Путине было лучше  »
Юридические статьи »
Читайте также