Кабинет под вопросом Уставный суд определит легитимность формирования правительства

Вчера в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил новый запрос, оспаривающий легитимность порядка формирования местного правительства. Если суд признает его обоснованным, в городе начнется полномасштабный кризис всей системы исполнительной власти, в результате которого своих кресел могут лишиться четверо из пятнадцати действующих членов правительственного кабинета: вице-губернатор Виктор Лобко, председатели комитетов по СМИ Алла Манилова и экономического развития Владимир Бланк и представитель губернатора в ЗакСе Михаил Бродский.

Как и прогнозировал Ъ, очередной запрос поступил сразу после того, как истек месячный срок, отпущенный правительству Петербурга на исполнение решения Уставного суда (УС) о признании нелегитимности процедуры формирования одного из ключевых подразделений Смольного -- администрации губернатора, возглавляемой вице-губернатором Виктором Лобко. Напомним, данное решение УС принял еще 14 марта, а в "особом мнении" двух судей УС были сформулированы возможные правовые последствия вердикта: роспуск губернаторской администрации и создание вместо нее нового органа по обеспечению деятельности губернатора и правительства, но уже без полномочий распорядителя бюджетных средств, поскольку это является прерогативой самого правительства. Отдельно судьи обратили внимание на то, что процедура назначения господина Лобко на должность вице-губернатора также проходила с нарушениями.

Эту точку зрения активно поддержал заместитель председателя комиссии по законодательству ЗакСа Сергей Гуляев, который выступил инициатором нового судебного процесса. Вчера он направил в УС запрос, в котором подверг сомнению порядок формирования и других структур Смольного.

По мнению депутата, ряд правительственных постановлений (в частности "О формировании исполнительных органов госвласти", "Об администрации губернатора") были оформлены еще до того, как правительство официально получило свои полномочия, а следовательно, должны считаться недействительными. Кроме того, формируя новые положения о комитете по печати и взаимодействию со СМИ, а также об администрации Центрального района, правительство использовало процедуру переименования, аналогичную той, из-за которой УС признал администрацию Валентины Матвиенко "несуществующей". Оспаривается и законность назначения председателей этих двух подразделений, а также главы комитета по экономике: все три кадровые перестановки были проведены постановлением губернатора, а не правительства, как это предусмотрено в учредительных документах.

"Нестыковки" господин Гуляев также обнаружил в пакете документов, касающихся порядка формирования органов исполнительной власти Северной столицы, включая базовое постановление губернатора "О формировании правительства" и последующие его изменения. На их основании в декабре 2004 года губернатор Матвиенко фактически сформировала новое правительство (без отставки старого): указав другие наименования должностей руководителей переименованных комитетов, а также представителя губернатора в ЗакСе Михаила Бродского, который первоначально был назначен членом правительства как первый заместитель руководителя канцелярии администрации Санкт-Петербурга.

По мнению заявителя, всего этого достаточно для ликвидации "неправильно" сформированных комитетов и отстранения от должности четырех членов правительства: вице-губернатора Виктора Лобко, председателей комитетов по СМИ Аллы Маниловой и экономического развития Владимира Бланка и представителя губернатора в ЗакСе Михаила Бродского. Учитывая, что вместе с ранее покинувшим правительство Владимиром Антоновым эта группа составляет треть правительственного кабинета, проверке могут быть подвергнуты все принятые в то время постановления правительства -- на основании возможного отсутствия кворума. Кроме того, если суд признает порядок формирования нового кабинета незаконным, из его состава может автоматически "исчезнуть" вице-губернатор Валерий Тихонов, который был введен туда не персональным постановлением, а на основании все того же оспариваемого в УС пакета нормативных документов.

Примечательно, что ответственность за выявленные в очередной раз "технические ошибки" по Уставу несет администрация губернатора -- тот самый орган, который был уполномочен осуществлять правовое обеспечение деятельности губернатора и правительства (в его структуру, в частности, входит юридический комитет Cмольного. -- Ъ).

Напомним, осенью прошлого года, в деле о приватизации ГУПов, Уставный суд впервые выявил нарушения в процедуре принятия правительством нормативно-правовых актов. Учитывая, что их отмена привела бы не только к кризису власти, но и к нарушению прав и свобод горожан, суд воздержался тогда от признания действий правительства "неуставными" и лишь предписал исправить ошибки в разумные сроки. А когда горпрокуратура на основании этого решения попыталась приостановить продолжающуюся приватизацию, УС даже вынес дополнительное разъяснение в пользу правительства, что дало возможность продолжить сделки. Однако "дело об администрации губернатора" принципиально изменило характер взаимоотношений между Смольным и Уставным судом. Как только УС вынес более жесткое решение в отношении правовых "вольностей", которые позволяет себе губернатор и ее кабинет, между двумя главными органами госвласти -- исполнительной и судебной -- разразился публичный конфликт (Смольный обвинил УС в "деструктивном поведении".-- Ъ). При этом ЗакС до последнего времени держался подчеркнуто на расстоянии от конфликта, а его спикер Вадим Тюльпанов отказывался комментировать ситуацию. Однако после вчерашнего запроса депутата Гуляева парламентариям вряд ли удастся остаться в стороне от скандала.

Анна Пушкарская

Доживут до понедельника когда и чем закончится конфликт между Смольным и Уставным судом?  »
Юридические статьи »
Читайте также